Евгений Каширский. "Жан Кальвин и дело Сервета".
Статьи и публицистика :: Апологетические этюды, ч.I (Евгений Каширский)
Статьи и публицистика - Апологетические этюды, ч.I (Евгений Каширский) - I. ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ ЭТЮД: ЖАН КАЛЬВИН И ДЕЛО СЕРВЕТА
Данный этюд носит характер исторического исследования и посвящен рассмотрению участия Жана Кальвина в одном судебном процессе. Читатель вправе спросить: а какое это имеет отношение к его теологии? Разумеется, никакого отношения не имеет, но тем не менее каждый начинающий критик кальвинизма считает своим долгом обвинить Кальвина в смерти испанского еретика Мигеля Сервета. Поэтому мы попытаемся нашими скромными изысканиями восстановить историческую справедливость в отношении женевского Реформатора и пролить свет на произошедшее событие в Женеве 1553 года.
Вот утверждение, кочующее по страницам антиреформатской литературы: Кальвин был нетерпимым фанатиком и поэтому казнил Мигеля Сервета. Обычно дело представляется так: Сервет был ненавистен Кальвину, тот отдал приказ его схватить и немедленно казнить. Выставив одного из лидеров Реформации подобным образом, критики Кальвина спрашивают: «можете теперь себе представить, каково его учение?», предлагая сделать напрашивающийся вывод. Прием не нов, но на неопытного читателя до сих пор действует. Доцент М. Козлов здесь неоригинален:
«Разойдясь с католицизмом, Кальвин, однако, не отверг методов католической инквизиции. В частности, сожжение на костре как метод духовного воспитания он вполне признавал. При нем был сожжен в Женеве известный ученый и астроном Сервет — тот самый, который дал наименование известной швейцарской фирме по производству часов (тогда ученые не были узкими специалистами, и Сервет занимался в том числе и часовыми механизмами). Сервет был человеком весьма свободомыслящим [выделено мною, Е. К.], у него были типично возрожденческие взгляды. Методом его перевоспитания и одновременно предостережения для женевцев было избрано сожжение на костре».
Автором публикации нарисована картина, которая должна подействовать на наше сознание следующим образом: Жил-был известный ученый и астроном Сервет и занимался часовыми механизмами. Вот такой добрый малый. Мы недоумеваем: за что же его сожгли «при Кальвине»? За астрономию или за часы? Автор не дает прямого ответа. Он хочет, чтобы мы составили собственное мнение, но все же великодушно подсказывает нам: «Сервет был человеком весьма свободомыслящим». Жаль только, что автор умалчивает, какого рода было это свободомыслие, но поскольку Сервет занимался астрономией и часами, то — делаем мы вывод — и свободомыслие его, вероятно, было связано либо с вычислениями расстояния до Луны, либо с производством часовых механизмов. Но может быть Сервета погубили «типично возрожденческие взгляды»? Не всякий знает, что это за взгляды, но мы, люди обыкновенные, кое-что помня из учебников истории, представляем себе возрожденческие взгляды прежде всего как интерес к истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима. Неужели за Грецию поплатился бедный Сервет? Мы настроены против Кальвина. Автор публикации доволен: читатель «заведен», Кальвин воспринимается ужасной личностью и можно переходить к «разгрому» его учения. Трудно предположить, что сам автор статьи, будучи доцентом Московской духовной академии и специализирующийся на разборе «инославных» учений, не знает истины о процессе по делу Сервета и пишет о предмете, мнение о котором составил не из первоисточников, а из какого-нибудь советского пособия по истории. Впрочем, если это не так, и доцент М. Козлов на самом деле пребывает в заблуждении, мы с удовольствием поможем автору и его читателям разобраться в этом вопросе. Посмотрим на ситуацию в Женеве XVI века «при Кальвине». Не следует думать, что раз это XVI век, значит, там могло происходить все, что угодно. И хотя Женева времен Кальвина — не «образцовая» Россия Ивана Грозного, но и в Женеве был все-таки некий порядок. Прежде всего — судебный порядок. Никто не мог кого-то просто так схватить и, тем более, сжечь. Существовал городской совет (магистрат), в компетенции которого были вопросы судопроизводства. В то время в Женеве был в силе кодекс императора Карла V от 1532 года, так называемая «Каролина».
Но, может быть, Кальвин подмял под себя власть в городе, став диктатором, и единолично распоряжался, отдавая приказы? Прежде всего обратим внимание на то, что почти всю свою жизнь француз Кальвин находился в Женеве на положении эмигранта. Городской совет даровал ему право гражданства лишь 25 декабря 1559 года [Протоколы Совета, LV, 163], то есть 6 лет спустя после дела Сервета. Так кем же был Жан Кальвин в Женеве? Хороший вопрос, на который полагается дать хороший ответ. Кальвин исполнял пасторское служение в одной из церквей Женевы. Работал по договору, то есть был нанят общиной. Было время, когда с ним расторгли этот договор и выслали из Женевы на три года. Со временем, благодаря своему богословскому авторитету, Кальвин избирается председателем коллегии пасторов Женевы. Как сказали бы у нас, занимался общественной работой. Преподавал. Никаких административных или судебных должностей он не исполнял. Рассмотрение дела Сервета и вынесение ему смертного приговора было исключительно прерогативой судебных инстанций. Кальвин приглашался в суд в качестве консультанта по богословским вопросам. Суд интересовало не его собственное мнение, но заключение всей коллегии пасторов. Кроме того, по богословским вопросам суд запрашивал мнение церквей других кантонов Швейцарии. Кальвин не мог ни выносить судебных решений, ни, тем более, приводить их в исполнение. Господин доцент поэтому и дает увертливую формулировку «при Кальвине». Но это все равно, что сказать: при патриархе А. был убит священник М.
За что же понес столь суровое наказание Мигель Сервет? Его признали виновным в распространении опасной ереси, оскорбляющей Бога, что в XVI веке рассматривалось как одно из серьезнейших преступлений против Церкви и всего общества. Весь христианский мир разделял подобное убеждение. В России Собор 1504 года за некоторые «вольные» высказывания приговорил к сожжению Ивана Волкова, Ивана Максимова и юрьевского архимандрита Кассиана.
Свои взгляды Сервет изложил в трактатах «Об ошибках Троицы», 1531, и «Восстановление христианства», 1546. В них «весьма свободомыслящий» астроном выступает против догмата о Божественном происхождении Иисуса Христа. Сервет не считает Его Сыном Божиим. Не согласен Сервет и с догматом о Святой Троице. Христиан он обвиняет в трехбожии, а Бога-Троицу называет трехглавым Цербером. Зато себя Сервет считал Михаилом архангелом. (Православный священник М. Козлов, заметьте, говорит не о ереси, а о свободомыслии.) За пропаганду таких взглядов Сервета уже судили в католическом Вьенне (Vienne), Франция, но ему удалось бежать. Вьеннские власти заочно приговорили его к сожжению. Потом они еще будет требовать от Женевы выдачи Сервета для исполнения приговора.
Сервет намеренно приезжает в Женеву, надеясь здесь на успех своей пропаганды, поскольку на выборах в городской совет победили противники Жана Кальвина — так называемая партия Либертинцев. Будучи уверенным в своей победе, он даже демонстративно показывается на воскресном богослужении в церкви, пастором которой был Жан Кальвин. Легко представить себе возмущение последнего, знавшего об отношении Сервета к Богу-Троице и Иисусу Христу. Именно на служении Богу-Троице появляется отъявленный богохульник, ареста которого добивались судебные органы многих стран. Прихожане задерживают Сервета и передают городским властям, которые немедленно, как сказали бы сейчас, «заводят на него дело».
Итак, магистрат начинает против Сервета процесс, обвиняя его согласно статьям кодекса «Каролина» в богохульстве. По данному делу запрашивается мнение городских властей Базеля, Шаффхаузена, Берна и Цюриха. Все ответы, присланные из этих кантонов, однозначны: Сервет виновен и подлежит смертной казни. Процесс длится с августа по октябрь 1553 года и заканчивается тем, что суд приговаривает Сервета как нераскаявшегося еретика к высшей мере наказания через сожжение согласно статье 106 кодекса «Каролина» (а также гражданскому кодексу Corpus Juris Civilis, статьи I. 1. 1 и I. 5. 2). Разумеется, нам трудно согласиться с суровостью законов того времени, но вряд ли уместно требовать от женевцев XVI века современных воззрений на свободу религиозных верований, и стоит ли их укорять за то, что они исполнили действующий закон о защите Троицы. Представьте, что было бы с Серветом, если бы он вздумал щеголять подобными речами в Москве того времени?
Нелишне заметить, что Сервет не имел ничего общего с европейскими Реформаторами, как раз стремившимися очистить Церковь от еретических искажений христианского учения и кощунственных злоупотреблений «папистов». Реформаторы боролись за чистоту Церкви и ее учения, но не подвергали сомнению догматы о Боге. Человек, отрицающий Бога-Троицу и Божественное происхождение Иисуса Христа, во все времена считался Церковью еретиком.
Сервета по-человечески жаль... Живи он не в XVI веке, когда к Богу относились всерьез, а в сегодняшнем мире, где большинство составляют подобные ему весьма свободомыслящие еретики — его взгляды вряд ли кого бы удивили.
Сам же Кальвин протестовал против сожжения этого человека, предлагая согласно юридическим нормам того времени более гуманную форму смертной казни, но его протест не был принят во внимание. Впрочем, никто не принимает это во внимание и сейчас...
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в тик ток