М. Лютер. "Могут ли воины обрести Царство Небесное?" Часть 3.
Библиотека / Труды Мартина Лютера / Могут ли воины обрести Царство Небесное
Мы поговорили о трех проблемах. Теперь перейдем к вопросам. Поскольку ни один князь или король не может воевать сам (у него должны быть для этого на службе люди и воины, а для отправления правосудия — советники, судьи, судебные осведомители, палачи и все те, кто занимается судопроизводством), то спрашивают: справедливо ли, если кто-то берет жалование, или, как его называют, Dienstgeld, или Маn-ngeld, и утверждает, что вследствие этого он обязан, когда потребуется, служить князю, как это принято сейчас? Чтобы дать ответ, проведем грань между находящимися на службе воинами. Во-первых, есть подданные, которые и без этого, [то есть без жалования], обязаны служить, {не щадя] тела и имущества, своему господину и подчиняться ему, если он призовет их [на войну]. В особенности это относится к дворянству и к имеющим лены от властей. Ведь поместья графов, господ и благородных в старину были распределены и пожалованы римлянами и римскими императорами на таких условиях, что те, которые их получили, должны были, вооружившись, находиться в постоянной готовности, одни — с определенным числом коней и людей, другие — насколько им позволяло поместье. И такое поместье было платой, назначенной им; поэтому оно также называлось пожалованным поместьем и влекло за собой определенные обязанности. Такие поместья римский император разрешил наследовать, и все это делалось в Римской империи справедливо и заслуживало одобрения. Но турецкий султан, как говорят, не позволяет никому наследовать и не допускает, чтобы наследовались княжества, графства или рыцарские держания; [он] оделяет [ими] и раздает [их] как, когда и кому захочет. Поэтому владеет он золотом и имениями сверх всякой меры и, короче говоря, является властелином в стране, или вернее — тираном.
Поэтому не могут некоторые дворяне считать, что они владеют своими имениями безвозмездно, как будто бы они нашли их или выиграли. Лежащие на них повинности и ленные обязанности в полной мере свидетельствуют о том, отчего и почему они владеют ими, а именно — наделены императором или князьями не для того, чтобы кутить и бахвалиться, а для того, чтобы быть во всеоружии для защиты страны и сохранения мира. Хотя они и кичатся тем, что должны содержать лошадей и служить князьям и господам в то время, когда другие наслаждаются покоем и миром, я скажу им: «Ах, любезные, вы должны благодарить за то, что у вас есть жалование и лены и что ваша служба вполне сносно вознаграждается. Разве другие мало работают за свой надел? Или вы единственные, кто работает? Ведь ваша служба используется редко, а другие должны работать ежедневно. Если ты не хочешь служить или считаешь свою службу намного тяжелее других [занятий], то оставь поместье; наверняка найдутся такие, которые охотно возьмут его себе и будут делать за это все, что требуется».
Поэтому, рассмотрев все человеческие занятия, мудрецы разделили их на две части: Agriculturam и Militiam, то есть на земледелие и военное дело. И это соответствует естественному разделению [занятий]. Земледельцы должны кормить, воины — защищать; и те, которые находятся на военной службе, чтобы поддерживать готовность к обороне, должны получать оброк и пропитание от тех, которые находятся на службе, обеспечивающей продовольствием. А император или земельный князь должны не упускать из виду двух занятий и следить, чтобы находящиеся на военной службе были вооружены и готовы к походу, а земледельцы хорошо трудились, улучшая питание; и чтобы бесполезных людей, которые не состоят ни на той, ни на другой службе, а лишь едят, бьют баклуши, праздно шатаются, не терпели, а изгоняли из страны или приобщали к делу, точно так же, как поступают пчелы, изгоняющие трутней, которые не трудятся, а поедают мед других пчел. И Соломон в книге Екклесиаста называет царей строителями, заботящимися о стране (Екк. 5), потому что в этом должна заключаться их служба. Однако Бог оберегает нас, немцев, от того, чтобы мы вдруг сразу поумнели и последовали этим предписаниям. И поэтому мы еще на некоторое время останемся беспечными расточителями, у которых земледелием и военным делом занимается лишь тот, кто проявляет желание или принуждается обстоятельствами.
То, что воины по праву получают жалование и поместья, а также правильно поступают, помогая воевать своим господам — и тем самым выполняя свои служебные обязанности, — подтвердил святой Иоанн Креститель (Лк. 3). Когда воины спросили у него, что им делать, он ответил: «Довольствуйтесь своим жалованьем»(54). Если бы их жалованье было несправедливым или их служба была неугодна Богу, то он ни за что бы не смирился с этим, не разрешил и не подтвердил [этого], а наказал бы их и пресек это, будучи Божьим христианским проповедником. Тем самым он дал ответ и таким, которые, опасаясь запятнать совесть (хотя в народе такие сейчас встречаются редко), необоснованно утверждают, что рискованно ради временных благ браться за такую службу, которая состоит лишь в пролитии крови, убийстве, причинении своему ближнему всяческих страданий, как это бывает на войне. Ведь эти [воины] должны давать отчет своей совести в том, что такую службу они выполняют не ради излишнего любопытства, — с удовольствием или с отвращением, а потому, что это Божья служба и ее нужно нести у своего князя и у Бога. И поскольку она является законной службой, учрежденной Богом, то воину за нее полагается жалованье и вознаграждение, как говорит Христос (Мф. 10): «Трудящийся достоин пропитания».
Конечно, бывает и такое, когда некто выполняет службу на войне с таким сердцем и образом мыслей, что не ищет ничего другого и не думает ни о чем другом, кроме захвата имущества. И его корыстолюбие — единственная причина того, что он с неодобрением воспринимает мир и сожалеет, что нет войны. Такой [воин], конечно, находится не на правильном пути и принадлежит дьяволу, даже если он отправляется на войну, подчиняясь приказу своего господина. Ведь он превращает доброе само по себе занятие в злое, если учесть, что он не обращает особого внимания на службу — из-за послушания и по обязанности, а ищет только своего. Поэтому он не может с чистой совестью сказать: «Ладно, ради себя самого я охотно остался бы дома. Но поскольку мой господин просит меня и нуждается во мне, то я откликнусь на его призыв во имя Божие, зная, что я этим служу Богу, и не откажусь от вознаграждения или жалования, которое мне будет дано за это». Ведь воин должен успокоить свою совесть тем, что он обязан и должен поступать именно так. Благодаря этому он получает уверенность, что он служит Богу и может сказать: «Здесь бью, колю, душу не я, а Бог и мой князь, которым служат сейчас моя рука и мое тело». Это подтверждают также призывы и возгласы во время битвы: «С нами император! С нами Франция! С нами Люнебург! С нами Брауншвейг!» И евреи в битве с мадианитянами кричали (Суд. 7): «С нами меч Господа и Гедеона!»
Конечно же, и корыстолюбивая глотка иногда губит многие добрые дела. Ведь тот, кто проповедует, одержимый страстью к земным благам, также потерян [для Бога]. Вместе с тем Христос говорит, что проповедник должен питаться от Евангелия (Мф. 10). [И действительно], делать что-то ради земных благ — не является злом. Потому что подати, армейское жалованье, вознаграждение — также земные блага; и если это предосудительно, то никто не должен был бы работать или что-нибудь делать для своего пропитания на том основании, что все это свершается ради земных благ. Но, [с другой стороны], становиться своекорыстным и поклоняться Маммоне — это неправедно всегда, для всех сословий, должностей и дел. Забудь о корыстолюбии и других злых устремлениях, тогда участие в войнах перестанет быть греховным; и возьми за это свое жалованье и что тебе дадут. Поэтому я раньше говорил, что дело само по себе — справедливо и угодно Богу, но если личность несправедлива или несправедливы ее поступки, то и дело также будет несправедливым.
Второй вопрос: «Как поступать, если мой господин развяжет несправедливую войну?» — Ответ: если ты точно знаешь, что он поступает несправедливо, то должен сильнее бояться Бога и больше повиноваться Ему. чем людям (Деян. 5). [В таком случае] не должен ты ни воевать, ни служить, иначе твоя совесть не может остаться незапятнанной перед Богом. «Вот как, — возражаешь ты, — но мой господин принуждает меня, распоряжается моей жизнью, не платит мне мои деньги, вознаграждение и жалованье; к тому же люди будут презирать и позорить меня, как павшего духом, как нарушившего верность, как оставившего своего господина в беде и т. д.» — Ответ: ты должен решиться на это и предоставить все происходящее Богу; Он сможет воздать тебе стократно. Ведь Он провозгласил в Евангелии: «Кто ради имени Моего оставит дом, двор, жену, имение, тому воздастся стократно и т. д.»(55) Такая же опасность может подстерегать и во всех других случаях, когда власть принуждает творить беззаконие. Но поскольку Бог пожелал, чтобы ради Него оставили даже отца и мать, то, несомненно, ради Него нужно оставить и господ и т. д. Если же ты не знаешь или не можешь узнать, беззаконно ли поступает твой господин, то тебе подобает не умерять неосознанного послушания ради непознанного права, а согласно принципу любви наилучшим образом исполнять свои обязанности у господина. Потому что любовь верит всему и не мыслит зла (1 Кор. 13). И поступая так, ты будешь прав перед Богом. Если тебя будут позорить за это или поносить, как нарушившего верность, то [не отчаивайся], ибо людская [молва] — ничто по сравнению с воздаянием Божьим за верность и честность. И вряд ли поможет тебе, если мир считает тебя Соломоном или Моисеем, а Бог будет считать тебя таким же злодеем, как Саул и Ахав(56).
Третий вопрос: может ли воин служить более чем одному господину и от каждого получать жалованье или деньги за службу? — Ответ: я говорил раньше, что корыстолюбие — неправедно. От Бога зависит — на хорошей или на плохой службе состоит человек. Ведь земледелие, наверняка, одно из лучших занятий. Тем не менее корыстолюбивый земледелец — неправеден и проклят Богом. Точно так же обстоит дело и в этом случае: брать жалованье — справедливо и законно, служить за него — также законно, даже если годовое жалованье будет около одного гульдена. А если брать и зарабатывать жалованье — законно само по себе, то не играет роли — будешь ли ты служить у одного, двух, трех господ или у стольких, сколько их есть; разумеется, при условии уплаты налога своему наследному господину или земельному князю и с его согласия и одобрения. Ведь точно так же опытный ремесленник может торговать своим мастерством и ставить его на службу тому, кто хочет им воспользоваться, если это не противоречит интересам начальства и общины. Таким образом, если у воина есть от Бога способность воевать, то может он, видя в ней свой промысел и ремесло, служить тому, кто в нем нуждается, и брать жалованье за это, как за свою работу. Потому что это — тоже профессия, необходимость которой предопределена законом любви: ведь кто-то нуждается во мне и просит меня, чтобы я исполнил его волю и взял причитающееся за это вознаграждение или что мне будет дано. И когда святой Павел (1 Кор. 9) говорит: «Никто не служит на своем содержании»(57), — то он тем самым одобряет такое право [на вознаграждение]. А если князь нуждается в чужом подданном и упрашивает его принять участие в сражении, то тот, с ведома и разрешения своего князя, вполне может служить ему и брать за это жалованье. «А как быть, если князья или господа воюют один против другого; я же присягал обоим, но охотнее оставался бы на службе у нарушающего право, ибо он оказывает мне больше милости или дает больше имущества, чем тот, кто поступает по праву, но вознаграждает меньше?» — Отвечу напрямик, не тратя лишних слов: право (то есть благосклонность Божия) должно быть превыше имущества, жизни, чести и друга, милости и удовольствия. И здесь стоит обращать внимание не на личность, кем бы она ни была, а только на Бога. И наряду с этим ради Господа следует претерпевать чью-то неблагодарность и невнимание.
Потому что подлинное оправдание зависит от правосудия Божьего, которое становится непримиримым, когда служат лучшим и пренебрегают менее достойным. Хотя ветхий Адам неохотно выслушивает такие [поучения], все же, если хочешь измениться к лучшему, надо следовать этому. Ведь нельзя выступать против Бога, а тот, кто выступает против права, тот выступает против Бога, Который устанавливает всяческие законы, упорядочивает их и отправляет правосудие.
Четвертый вопрос: «Но можно ли говорить о сражающемся не только ради благополучия, а и ради земной славы, [признания того], что он порядочный человек, который заслуживает уважения и т. д. ?» — Ответ: честолюбие и алчность — похожие страсти, первая так же неправедна как и вторая; и кто сражается, отягощенный такими, пороками, тот завоюет для себя преисподнюю. Ведь мы должны оказывать и воздавать честь единственно Богу, а сами довольствоваться жалованьем и пропитанием. Поэтому следует признать языческим, а не христианским, обряд напутствия воинов перед битвой на такой манер: «Добры молодцы, служивые! Будьте бодры и не бойтесь, сегодня мы должны, да поможет Господь, стяжать славу и богатство!» Однако их нужно напутствовать иначе — вот на какой манер: «Добры молодцы! Мы все собрались здесь, выполняя службу, будучи послушными нашему князю. И по воле Божьей и Его предписанию мы обязаны защищать нашего господина, [не щадя] живота и имущества. Хотя мы перед Богом такие же жалкие грешники, как и наши враги, но все-таки, поскольку мы знаем, или, вернее, не сомневаемся в справедливости этого похода нашего князя, — мы уверены и убеждены в том, что, усердно выполняя службу, мы служим самому Господу. Так пусть же каждый будет бодр и бесстрашен и думает лишь о том, что его кулак — кулак Божий, его пика — пика Божия, пусть у него в сердце и на устах будет возглас: «С нами Бог и император!» И если нам Бог дарует победу, то почести и слава должны принадлежать Ему, а не нам, жалким грешникам, посредством которых Он действует. Трофеи же и жалованье мы возьмем, как дарованные и данные нам, недостойным, Его Божественной добротой и милостью, и за это сердечно возблагодарим Его. Итак, правь, Господь, и с уверенностью в победе — вперед!» И несомненно, где стремятся к прославлению Бога и считают, что слава принадлежит Ему, что это справедливо и правомерно и так должно быть; там почести придут сами и их будет больше, чем кто-либо может добиться сам. Ведь Бог провозгласил (1 Цар. 2): «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены». И так как Он не мог отменить этого Своего обещания, то те, которые славят Его, должны стяжать славу. Поэтому тщеславие — величайший грех. Оно представляет собой не что иное, как Crimen laesae majestatis divinae — преступление, наносящее ущерб Величию Божьему. Потому предоставь другим похваляться и искать славу. Будь послушным и скромным, — слава наверняка сама найдет тебя. В некоторых проигранных сражениях можно было бы одержать победу, если бы не помешало стремление к суетной славе. Ведь такие тщеславные воины не верят, что Бог присутствует во время битвы и дарует победу; поэтому они не страшатся Бога, действуют неуверенно, суетливо и неразумно — и в конечном счете терпят поражение.
Но крайне неразумно, на мой взгляд, ведут себя те служивые, которые перед сражением тешат себя достопочтенными воспоминаниями о своих любовных похождениях, выслушивают такое же от других и утверждают, что в такой момент каждый вспоминает своих дорогих возлюбленных. Признаюсь: если бы я не слышал о таком от двух достойных доверия людей, осведомленных в таких вещах, то я никогда не поверил бы, что человеческое сердце в такой обстановке, когда смертельная опасность находится перед глазами, может легкомысленно забыть об этом. И действительно, так не ведет себя никто, сражаясь со смертью наедине; но здесь, в такой обстановке, один возбуждает другого и никто не обращает внимания на то, что суждено ему, поскольку это суждено многим. Ужасно, однако, христианскому сердцу думать и слышать о том, что в мгновение, когда перед глазами Суд Божий и смертельная опасность, прежде всего возбуждают и утешают себя [мыслями] о плотской любви. Ведь те, которых заколют или умертвят в этот момент, наверняка, мгновенно, безо всякого промедления отправят свои душив ад. «Да, — говорят такие, — если мы должны думать об аде, то не следовало бы нам никогда отправляться на войну».
А еще ужаснее — преднамеренно выкинуть из головы Бога и Его Суд и не хотеть ничего ни знать, ни думать, ни слышать о них. И не случайно большая часть воинов принадлежит дьяволу, а некоторые из них — настоящие дьяволы, ибо они, не зная, как лучше доказать свою отвагу, пренебрежительно говорят о Боге и Его правосудии и превращаются в настоящих бахвалов, которые позволяют себе позорно клясться, мучить, сквернословить и противиться Господу на небе. Это — потерянная толпа и мякина; точно так же и среди [представителей] всех других сословий много мякины и мало зерен. Из этого следует, что ландскнехты, бесцельно слоняющиеся по стране в ожидании войны, вполне могли бы работать и заниматься ремеслом до тех пор, пока они не понадобятся. А поскольку они из-за лени или из-за грубого, дикого нрава попусту переводят время, они не могут быть с Богом. Ведь, занимаясь бродяжничеством, они не могут проявить себя перед Богом ни в деле, ни в чистоте помыслов, а обнаруживают лишь отчаянное стремление или чрезмерный интерес к войне или к свободной, дикой жизни, какую ведут парни такого сорта. Некоторые из них в конечном счете неизбежно превратятся в разбойников и грабителей. А если бы они занялись работой или ремеслом, как заповедал и предписал Господь всем людям, и зарабатывали свой хлеб до тех пор, пока земельный князь не призвал бы их к себе на службу или же разрешил и попросил послужить другому, то тогда могли бы они откликнуться на призыв с чистой совестью, зная, что эта служба приносит пользу их господину; в противном же случае у них не может быть чистой совести. Ведь для всех без исключения людей [источником] утешения и радости, а так же мощным побудительным мотивом для любви к властям должно быть то, что Всемогущий Бог проявил большое милосердие и поставил над нами власть, как внешний знак и символ Своей воли, для того, чтобы вселить в нас уверенность, что мы угодны Его Божественной воле и поступаем праведно в те моменты и тогда, когда мы выполняем волю властей и радуем их. Ведь Он скрепил и связал Свое слово и Свою волю с властями, когда произнес: «Отдавайте кесарево кесарю»(58). А также (Рим. 13): «Всякая душа да будет покорна высшим властям».
И напоследок [поговорим вот о чем]. Воины также весьма суеверны. Во время сражения один препоручает себя святому Георгию, другой — святому Христофору, -первый — одним, второй — другим святым. Некоторые пытаются заговаривать мечи и пули, некоторые — благословлять коня и всадника. Некоторые носят на шее Евангелие святого Иоанна или еще что-нибудь, на что они полагаются. Все они, вместе взятые, принадлежат к опасному сообществу. Потому что они не верят в Бога, и, не веря и не доверяя Богу, неоднократно впадают в прегрешение; и если они в такой момент погибнут, то не видеть им [небесного] спасения. Но им подобает вести себя так: если началось сражение и выслушано увещевание, о котором я говорил раньше, нужно доверчиво препоручить себя милости Божией и отнестись к этому, как христиане. Упоминавшееся ранее увещевание касается лишь формы, то есть того, как надлежит внешне вести себя, чтобы не запятнать совесть. Но поскольку ни одно доброе дело не является залогом потустороннего блаженства, то пусть у каждого в сердце или на устах будет такая молитва: «Небесный Отец, я нахожусь здесь по Твоей Божественной воле, занимаюсь этим внешним делом и служу моему господину, ибо, будучи на службе у этого господина, я тем самым прежде всего служу Тебе. И благодарю Твою милость за то, что для такого дела ты предназначил меня. Поэтому я уверен, что оно не греховно, а справедливо и свидетельствует об угодном Твоей воле послушании. Но поскольку, наученный посредством Твоего милосерднейшего слова, я убежден, что нам не могут помочь никакие добрые дела и каждый из нас может стать оправданным не как воин, а только как христианин, то я никоим образом не хочу полагаться на эти мои послушание и занятие, а охотно подчиняю. их Твоей воле и искренне верю, что меня спасет и сделает оправданным лишь невинная Кровь Твоего любимого Сына, моего Господина Иисуса Христа, безропотно пролитая Им за меня по Твоей милосердной воле. На этом я стою, с этим я живу и умру, с этим я сражаюсь, это я исповедую. Поддержи, любимый Владыка, Бог Отец, и укрепи во мне такую веру посредством Своего Духа! Аминь». Если после этого ты захочешь произнести «Верую» и «Отче наш», то можешь это сделать, и этого будет достаточно. И предай затем тело и душу в Его руки, и вступай в битву, и сражайся во имя Божие.
И подумай, любезный, если бы такие воины составляли в войске большинство, то кто мог бы совладать с ними? Они наверняка захватили бы весь мир без единого удара меча. Да что там говорить, если бы в одном отряде было девять, или десять, или даже три или четыре таких, которые могли бы сказать нечто подобное с чистым сердцем, то они были бы для меня дороже, чем все ружья, пики, кони и латы; и пусть бы тогда пришли турки со всеми их силами. Ведь христианская вера не шутка и не пустяк, а, как говорит Христос в Евангелии, она побеждает все (Мк. 9). Но, любезный, где же те, которые могли бы так верить и так поступать? Вместе с тем, хотя толпа не следует этому, мы все-таки должны поучать и наставлять в таком духе ради тех (как бы мало их ни было), которые будут поступать так. «Потому что слово Божие не исходит тщетно, — говорится в Ис. 55, — оно приводит некоторых к Богу»(59). А для остальных, которые предадут презрению это благотворное для их оправдания учение, найдется Судия, Которому они должны будут ответить. А мы, занимаясь тем, что нам предписано [т. е. проповедью и наставлением], исполнили свой долг.
На этом мне хотелось бы закончить. Правда, я также намеревался поговорить о войне с турками, ибо они сильно угрожали нам, а некоторые истолковывали мои слова таким образом, будто бы я отговаривал воевать против турок. Но я раньше не предвидел, что меня обвинят еще и в протурецких настроениях и что мне не помогут ни недвусмысленные рассуждения об этом, ни поучение в книжечке о светской власти о правомерности войн равного против равного. Сейчас же, поскольку турки опять возвратились к себе на родину и наши немцы редко спрашивают о них, писать об этом не стоит.
Это поучение, мой любезный господин Асса, я должен был закончить давно; ведь уже много воды утекло с тех пор, как мы, по милости Божией, стали кумовьями. К этому моему промедлению Вы отнеслись снисходительно; и я, по правде говоря, даже не заметил, что оно слишком затянулось. Но все-таки хочу надеяться, что это промедление не было бесплодным и в какой-то мере способствовало улучшению работы. А пока, с Богом!
ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ.
1. Лютер имеет в виду приезд Иоганна Саксонского в Виттенберг в связи со смертью курфюрста Фридриха Мудрого, которая наступила 5 мая 1525 г. Иоганн стал преемником Фридриха Мудрого, курфюрстом Иоганном Постоянным (1525-1532).
2. Моисей — в библейской мифологии пророк, которому приписываются вывод евреев из Египта, написание т. наз. Пятикнижия (первых пяти книг Библии), установление законодательства еврейскому народу и другие деяния.
3. Лютер произвольно приводит цитату из Втор. 28, 25.
4. Лютер упоминает произведение «О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться».
5. Идеологи феодально-католической реакции утверждали, что Крестьянская война 1524-1525 гг. — плод из лютеровского семени.
6. Здесь Лютер вместо второй главы 1 Пет. ошибочно указывает третью главу.
7. Лютер имеет в виду Крестьянскую войну 1524-1525гг. в Германии.
8. Пилат Понтий — римский прокуратор, наместник Иудеи (26-36). Согласно Евангелиям, предал на распятие Христа.
9. Ин. 18, 36.
10. Цитата из Тит. 2, 9 приводится Лютером не дословно.
11. Терещий — Публий Теренций Афр (ок. 185-159 до н. э.) — классик римской комедии. До нас дошли пять его комедий. Глубокое проникновение в психологию, блестящий стиль произведений Теренция способствовали тому, что они неизменно включались в программы античных и средневековых школ.
12.Еккл. 7,16.
13. Имеется в виду Крестьянская война 1524-1525гг. в Германии.
14. Иуда поцеловал Иисуса для того, чтобы первосвященники и книжники смогли узнать Его среди Апостолов. (См.: Мк. 14, 44-45). Выражение «поцелуй Иуды» стало синонимом предательства.
15. Ин. 18, 18. .
16. Имеется в виду 2 Пар.
17. Billigkeit (нем.) — справедливость.
18. Лютер своими словами передает смысл Еккл. 10,9.
19. В начале Крестьянской войны восставшие прислали Лютеру на отзыв программу «12 статей». Лютер оценил эту программу и действия крестьян в сочинении «Увещевание К миру в ответ на двенадцать статей швабского крестьянства». <См.: Luther Martin. Ermahnung zum Frieden auf diezwoir Aillkrl der Bauernschaft in Schwaben // EA. Bd. 24. S. 257-287).
20. Именно так был решен вопрос о вероисповедании подданных Аугсбургским религиозным миром 1555 г., который подвел итоги Реформации в Германии.
21. Мф. 10, 23.
22. Сульпиций Гальба Сервий — консул (33), римский император (68-69). , Императоры Гальба , Отгон и Вителлин правили по несколько месяцев каждый в период политического кризиса 68-69 гг. и погибли в междоусобной борьбе.
23. Пертинакс — римский император, правил в 193 г. (ок. двух месяцев). Погиб насильственной смертью.
24. Неизвестно, какого Гордиаиа имел в виду Лютер. Гордиан I Марк Антоний (159-238) был в 238 г. назначен проконсулом провинции Африки, где крупные землевладельцы, подняв мятеж против Максимина, провозгласили Гордиана и его сына (Гордиана II) императорами. Гордиан II погиб в бою, Гордиан I повесился, пробыв императором меньше месяца. Гордиан Ш — Марк Антоний (225-244) — император с 238), внук Гордиана I. Во время похода против Персии был убит префектом претория Филиппом.
25. Скорее всего имеется в виду Александр Север, Марк Аврелий (208-235), римский император (222). Был убит в Майнце солдатами.
26. Изустная традиция связывала начало Швейцарского союза с народным восстанием, которое вспыхнуло после убийства крестьянином Вильгельмом Теллем габсбургского фогта Геслера. Швейцарский союз возник в 1291 г., когда лесные кантоны заключили договор о взаимной обороне
27. Попытка короля Дании Кристиана II (1513-1523) вырваться из-под власти магнатов и опереться на рядовое дворянство и горожан привела к аристократическому заговору, в результате которого король был низложен и изгнан из страны.
28. Рим. 12,19.
29. Мф. 7, 1.
30. Ссылка Лютера неточна. Им приводится цитата не из Исх. 23, а из Исх. 22,28.
31. Еккл. 10, 20: «Даже и в мыслях твоих не злословь царя».
32. Максимилиан (1459-1519) — австрийский эрцгерцог, с 1493 — император-Священной Римской империи Максимилиан I.
33. В Книге Иова не раз упоминается о бесчинствах и беззаконии правителей. Но фразы, которую приводит Лютер, там нет.
34. Древнегреческое предание о сиракузском тиране Дионисии Старшем (432-367 до н.э.), приведенное Цицероном в произведении «Тускуланские беседы», Лютер передает в несколько измененном виде.
35. История взаимоотношений Саула и Давида изложена в 1 Цар.
36. Лютер, очевидно, имеет в виду французские Генеральные штаты. Парламент в средневековой Франции — судебное учреждение.
37. На рубеже XV-XVI вв. королевская власть в Дании оказалась под полным контролем государственного совета (ригсрода) — органа феодальных магнатов. Каждый новый король в особой грамоте («капитуляции») подтверждал привилегии дворянства в целом и государственного совета в особенности. -
38. Рим. 12,19.
39. См. прим. 27.
40. Лютер в данном случае исходит из Мф. 7,12 и Лк. 6, 31.
41. Лютер имеет в виду выступление франконского рыцарства во главе с Францем фон Зимсенгеном против архиепископа Трирского Рихарда фон Грейффенклау в 1522;1523 гг.
42. Лютер передает здесь своими словами отдельные положения Рим. 13.
43. Ганнибал (247 или 246-183 до н.э.) — полководец и карфагенский государственный деятель. Во время Второй Пунической войны (218-201 до н.э.) одержал ряд побед над римлянами. Однако окончательно сломить римлян Ганнибалу не удалось. В битве при Заме (202 до н.э.) войско Ганнибала было разгромлено римлянами.
44. Курфюрст Фридрих Саксонский, покровитель Лютера, умер 5 мая 1525 г. в замке Лохау.
45. Лютер имеет в виду ярого католика герцога Георга Саксонского и либо курфюрста Бранденбургского, либо архиепископа Магдебургского.
46. Лютер имеет в виду битву при Павии, происходившую 24 февраля 1525 г. во время Итальянских войн (1494-1559). В этой битве французский король Франциск I (1515-1547) был взят в плен.
47. 22 мая 1526 г. король франции Франциск I заключил союз с Венецией, Флоренцией, Миланом и папой Римским (Коньякская лига) для изгнания совместными усилиями войск Священной Римской империи (ср. примечание 46).
48. После Вормского рейхстага 1521 г., предавшего опале Лютера и осудившего реформационное движение, Лютер стал считать императора Священной Римской империи Карла V (1519-1556) противником национальных интересов Германии и своим личным врагом.
49. Чис. 21.
50. Суд. 12.
51.4 Цар.З.
52. Мюнцер Томас (ок. 1489-1525) — лидер крайне левой плебейской группировки Реформации, предводитель народных масс в Великой Крестьянской войне 1524-1525 гг. в Германии.
53. См. прим. 43.
54. Лк. 3,14.
55. Лютер свонми словами передает здесь содержание Мф. 19,29.
56.Саул и Ахав — по Библии, цари Израиля, прославившиеся своей жестокостью.
57. Лютер приводит цитату не дословно.
58. Рим. 13, 1.
59. Цитата приводится Лютером не дословно.