"Маски дьявола". М. Лютер и евреи.
МАСКИ ДЬЯВОЛА
<Лютер и "еврейский вопрос">
/Цит. по: Генрих Фаусель. Мартин Лютер. Жизнь и дело. Харьков, 1996. Т.2, стр. 296-312/
Борьба, которую Лютер вел на протяжении всей своей жизни, была не борьбой с "плотью и кровью", а борьбой с князьями и власть имущими, с господами мира, властвующими во тьме мира сего, и с их главой — старым, злым врагом — [дьяволом]. За всяким протестом людей против установлений Божьих стоит он — [дьявол]. При помощи хитрости и насилия он подчиняет своей власти доверчивых, глупых, слабых; посредством хитроумных атак он захватывает Божьи бастионы в мире; для этой цели он постоянно переоблачается, меняет формы, образы, маски, свою личину. Чем старше становился Лютер, чем прозорливее, тем лучше различал он маски своего врага, тем настоятельнее представлялась ему борьба с ним.
В феврале 1542 г. в руки Лютера попало опровержение Корана, написанное около 1300 г. одним старым монахом-доминиканцем. Лютер читал книгу и содрогался от того, что люди поддаются уговорам дьявола и воспринимают такие гнусности. Перевод сочинения [монаха-доминиканца] был опубликован уже в апреле 1542 г. Необходимость этого издания [Лютер обосновывал тем], что и в Германии должно быть известно, насколько гнусна, лжива и ужасна вера Магомета. Христианству надлежит укрепиться в своей вере. Ведь велика опасность того, что они [христиане] перед лицом триумфа турок станут пренебрегать своим крестом и Крестом Христа, а, с другой стороны, стремясь к счастью и славе, власти и успеху, сделают единственным мерилом своей деятельности все те блага, которые достались туркам только из-за гнева Божьего. Несомненно, сердце Лютера переполнялось глубоким беспокойством, когда турки добивались успеха. Правда, в 1532 г. император Карл во главе большого войска изгнал их отряды из Штирии. Но в 1537 г. войска, [которыми командовал брат императора] Фердинанд, вновь потерпели от них тяжелое поражение. Более того, в 1541 г. Венгрия опять оказалась в руках Сулеймана I, и над Офеном стало развеваться [зеленое] знамя с полумесяцем.
Лютер считал, что, исходя только из [военных] успехов турок и поражений и неудач христианского Запада, ни в коем случае нельзя утверждать, что вера Магомета истинная, а христианская вера неистинная. Напротив, христианин должен знать, что Бог наказывает свой народ за грехи и позволяет притеснять его и что христианская кровь будет проливаться врагами Христа. Более того, Магомет — первенец сатаны — с помощью отца лжи, прикрываясь тем, что Бог якобы говорит посредством его, постоянно преследует Церковь Христа трояким образом: при помощи насилия, олицетворением которого являются тираны; при помощи ложного учения, олицетворением которого являются еретики; при помощи излучающей яркий свет мнимой святости, олицетворением которой являются лицемерные лжебратья. Все это ведет свое начало от его ложной веры.
И поэтому в одной из застольных речей (1) Лютер утверждал, что нужно прежде всего подвергнуть проверке не личные качества [Магомета], а его учение, догму. При этом выявится, что Коран не признает Божественную природу Христа, презирает искупительную жертву Христа, предает осмеянию Священное Писание, приуменьшает роль чудес и знамений, подтверждающих [Божественную волю]. К тому же [Коран] содержит в самом себе противоречия и лживо обещает людям как вечную [награду] - только радости жалкой плоти. Так кто же другой может стоять за ним, как не злой враг, который толкает народы на безрассудные действия?
Но примечательно то, что, несмотря на глубокие расхождения Лютера с учением Магомета, он не теряет надежды на то, что, благодаря чудесному господству Божьему, может быть, и турки однажды услышат Евангелие и воспримут его (1). [И это свидетельствует о том], насколько глубока была вера Лютера в силу [Божьего] слова и во всеобъемлющую милость [Божию]. Но только путь к искуплению и освобождению лежит через разоблачение ложного учения, которым дьявол связал [турок]. Поэтому Лютер применял в борьбе с их учением не насилие, а духовные средства (2), и применял их не для того, чтобы проклясть турок, а чтобы склонить их на свою сторону.
Лютер был убежден в том, что спор с турками — безделица по сравнению с борьбой с другими врагами Христа — с евреями, в которых он видел воплощение дьявола. Уже самое раннее высказывание Лютера о евреях, содержащееся в одном из писем к Спалатину (февраль 1514 г.), свидетельствует о его двояком отношении к этому вопросу, постоянно привлекавшему внимание людей на протяжении всего средневековья. [С одной стороны], Лютер был убежден в том, что евреи, как предсказывали все пророки, будут всегда поносить и позорить Бога и Его Царя Иисуса Христа. [С другой стороны], он полагал: все же есть возможность, что они однажды отвратятся от своей клеветы. Но осуществление этой возможности — дело не рук человеческих, а единственно и исключительно — дело Бога. Чтобы выразить свою веру в это представлявшееся невозможным Божье дело, Лютер в 1523 г. написал сочинение "О том, что Иисус по рождению Своему был евреем". В предисловии [к этому сочинению] он дал обоснование тому, почему именно в то время возникла надежда на "обращение" евреев: "Действительно, поскольку сейчас появился и засиял золотой свет Евангелия, то вспыхнула и надежда на то, что многие евреи серьезно и верно "обратятся" и сердцем потянутся к Христу... Ведь Тот, Кто это начал, это и воплотит и не позволит, чтобы на Его слово не отозвалось эхо" (Br. 3, 102, 37 и сл.). Нет ничего удивительного в том, что евреи до сего времени не хотели ничего знать о христианской вере; ведь папы, епископы и монахи обращались с ними не как с людьми, а как с собаками. Именно поэтому сейчас нужно с любовью пойти им навстречу и дать им возможность услышать о христианском учении и увидеть христианскую жизнь. Конечно же, надежды Лютера не могли тогда осуществиться. Ему довелось убедиться в том, что евреи, как и прежде, презирают Христа и смотрят на Него, как на колонну, т. е., как на обезглавленного разбойника, что Талмуд для них значит больше, чем обетование Ветхого Завета [о пришествии Христа], т. е. они, как и Католическая Церковь, ставят [церковное] предание выше Божьего слова. Более того, до него дошла весть о том, что моравским евреям удалось ввести в соблазн нескольких христиан, которые стали соблюдать субботу и иудейский закон и даже подверглись обрезанию. О моравских событиях он рассказал в "Письме против соблюдающих субботу". Евреи откликнулись на него полемическим сочинением. Наконец, множество евреев стало гнездиться в Эйслебене и выступать с оскорбительными высказываниями о Христе.
Тогда Лютер преисполнился гневом и излил его в трех поздних сочинениях, посвященных еврейскому вопросу: "О евреях и их лжи", "Vom Schem Hamphoras und vom Geschlecht Christi" и "О последних словах Давида". Все они появились в 1534 г. Эти сочинения свидетельствуют о том, что вопрос об отношении к евреям был для Лютера неразрывно связан с вопросом о Христе. Он ополчался против евреев потому, что они — закоренелые, заклейменные гневом Божьим враги Христа. Лютер со страхом думал о несказанном гневе Божьем, который распространяется не только на евреев, но и на лжехристиан и неверующих, обреченных на то, чтобы испытать его (3). Он не будет больше говорить с евреями, разговор с ними закончен, но он, как человек, увещевающий и предостерегающий свой народ, будет говорить о евреях. Гнев Божий ничему не научил их, они закоренели в своей слепоте и высокомерии; они похваляются своим происхождением от патриархов (4), в то время как, по Писанию, все люди — евреи и язычники — грешники пред Богом. Они похваляются тем, что получили обрезание от Авраама, и проклинают всех необрезанных; они прославляют себя на том основании, что на Синае с ними говорил Сам Бог, Который дал им закон; они бахвалятся тем, что Бог даровал им землю Ханаанскую, город Иерусалим и храм [в нем]. Ни один пророк не в состоянии сравняться с ними в этом упорном, бесстыдном, нечестивом высокомерии. Но все же главное заключается в том, что они, даже после того, как Бог открылся во Христе, молили Его о ниспослании им Мессии (5). Сегодня, как и прежде, это — откровенное отрицание Христа. И сегодня Христос для них — колонна, и они в своих сочинениях и синагогах подло поносят Его, Его Мать Марию и всех христиан. Ниспосланный им за это позорное отступничество гнев Божий налагает печать и на их образ жизни; их нутро и жизнь пропитаны ядом; после того, как они отвергли истинного Бога, они стали поклоняться ложным идолам мира: им присуща непреодолимая страсть к деньгам, ядовитая ненависть к языческим народам, которую они с малых лет впитывают в себя (6), и, наконец, дух ростовщичества, посредством которого они изнуряют все другие народы (7). Их утверждение о том, что они находятся в плену [у других народов] — ложь. Напротив, они взяли в плен тех, кто оказал им гостеприимство, и легли тяжким бременем на плечи всех христиан (8). Эти их зловредные отличительные качества — следствие их отпадения от Бога, наследственный грех, олицетворение их вины. Поэтому еврей все больше и больше приближается к антибогу — дьяволу; еврей – это дьявол во плоти (9).
Несмотря на неподражаемую резкость, с которой Лютер отвергает евреев и их учение, он не стремится противопоставить этому и возвеличить праведность [христиан]. Если бы он сделал это, то допустил бы ту самую ошибку, в которой так сильно упрекал евреев. Скорее, [он рассматривал] судьбу евреев, как предостережение для христиан, как пример Божественного гнева. И если только это произойдет, если по отношению к ним будет применено "суровое милосердие", то это приведет к тому, что лишь единицы смогут спастись от пламени и жара Божественного гнева (10). И, исходя из этого, т. е. из того, что Суд [Божий] — последняя форма милости Божией, нужно предпринять против евреев все меры. И заняться этим, по мнению Лютера, надлежит властям.
Сожжение синагог, разрушение жилищ евреев, изъятие у них Талмуда и еврейских молитвенников, даже Библии, отлучение раввинов от духовной деятельности, лишение [евреев] права свободы передвижения и запрещение им заниматься торговлей и ростовщичеством, изъятие у ростовщиков наличных денег, принуждение молодых и сильных евреев к "честной" физической работе, наконец, изгнание евреев в случае необходимости из страны с предварительным изъятием у них средств — все эти меры (11) должны были, [по мнению Лютера], проводить христианские власти, потому что они обязаны оберегать право и порядок и выступать против грабежа и бесправия. Они же могут и погасить дикое чувство мести, которая проявлялась в самосудах времен средневековых преследований евреев в стихийных вспышках бешеного неистовства. [Лютер также считал], что пасторы и проповедники должны увещевать власть имущих содействовать тому, чтобы [христиане] не причиняли страданий еврею — как личности. Таким образом, Лютер проводил различие между делом и людьми, между народом, как целым, и отдельной личностью. Ведь несмотря на то, что его надежда на "обращение" всего еврейского народа улетучилась (12), несмотря на то, что он даже в дополнявшем его последнюю [в жизни] проповедь увещевании, произнесенном с церковной кафедры 15 февраля 1546 г., призывал к изгнанию евреев из страны, у него все же всегда оставалась возможность "обращения" [евреев] ради верности и свободы Божией. Не случайно и уже упоминавшуюся проповедь, и важнейшие "еврейские" сочинения он закончил молитвой об "обращении" отдельных евреев (13).
Борьба Лютера против евреев была прежде всего борьбой за истинное изложение Ветхого Завета, за истинное понимание пророчеств о [приходе] Мессии; Библия, [по мнению Лютера], также должна быть освобождена из плена раввинов — и из Ветхого Завета должно открываться величие Христа (14). За те злоупотребления [по отношению к евреям], которые позже творились под прикрытием лютеровских "еврейских" сочинений, конечно же, нельзя возлагать ответственность на Лютера. Он писал, исходя из религиозных, а не из расово-политических побуждений; его нетерпимость проистекала из милосердия, а не из ненависти. Но была ли нужна эта нетерпимость? В конце XV — начале XVI ст. суровые меры против евреев были в Германии повсеместным явлением; евреи были изгнаны из большинства крупных городов империи, при этом были разрушены целые жилые кварталы. Первобытная ненависть к убийцам Христа, чувство превосходства над чужаками, злоба по отношению к ростовщикам-евреям — все это оказывало воздействие [на негативное отношение христиан к евреям]. Но еврейство больше не угрожало самому существованию [христианства], не несло в себе бедствий для [христианской] Церкви или для политической жизни [христианского Запада]. Разве не должна была терпимость Лютера быть больше, любовь — искреннее, надежда — гибче? Разве не должен был он своим отношением к этому вопросу показать, что приговор Божий, отвергавший Израиль, был в то же время и свидетельством об его избранности? После всех ужасов, пережитых нашими современниками, нужно без оговорок сказать, что отношение Лютера к еврейскому вопросу базировалось на ложном теологическом решении.
В насыщенном событиями последнем году своей жизни Лютер еще раз замахнулся для нанесения страшного удара: надо было в последний раз разоблачить, как дьявольский институт, папство — врага, с которым он сталкивался на протяжении всей своей жизни. Но Шпейерском рейхстаге 1541 г. император, вновь теснимый турками и французами, разрешил протестантам пользоваться [секуляризированным] церковным имуществом и заверил их, что религиозные отношения будут урегулированы на имперско-правовом уровне, более того, — что на повестку дня поставлен вопрос о созыве на германской территории свободного христианского Собора. Перед папой замаячило ужасное привидение проводимого без его участия Собора. Эта опасность не уменьшилась, а, скорее, увеличилась после заключенного в сентябре 1544 г. мира между императором и Францией. Поэтому папа предписал созвать 15 марта 1545 г. в Триденте (Триенте), [т. е. на территории Италии], всеобщий христианский Собор, который, вполне естественно, должен был проходить под его руководством.
Но, отвергнутый протестантами Собор не был открыт [в предписанный папой срок]. А в марте 1545 г., как отклик на двусмысленную позицию папы в вопросе о созыве Собора, появилось последнее, резчайшее, боевое сочинение Лютера "Против римского папства, учрежденного дьяволом". Оно представляло собой итоговое, окончательное изложение аргументов, которые Лютер впервые выдвинул 26 лет тому назад в противоборстве с Экком на Лейпцигском диспуте — аргументов жестких, беспощадных, неопровержимых, уничтожающих [противника]. [По утверждению Лютера], папа — не глава христианства, а антихрист в храме [Божьем], чудовище, восседающее на святом месте; его злоупотребления, касающиеся Писания, Таинств, власти ключей, разрушают Церковь изнутри; в сравнении с ним турки, которые занимаются тем же разрушением извне, — безобидные существа. Папа — не непогрешим, не несменяем, не верховный судия; скорее, каждый крещенный христианин — судия над папой и его богом — дьяволом; ведь каждый, воспринявший Крещение, обязан в силу своего Крещения отвергать дьявола и все его деяния, и все его существо; каждый христианин может поэтому утверждать, что папа сам поставил себя вне Церкви Христовой (15). Светское господство папства также не имеет под собой никаких оснований; и немцы обязаны господству над Римской империей не папству, так как папа не может раздаривать не принадлежащие ему земли. Его церковные, правовые, политические притязания должны расцениваться, как выходки дьявола, ими надо пренебрегать, с ними надо бороться. Это — последнее слово бывшего монаха и [католического] священника.
_______________________________________________________________________
1. Учение Магомета
Я хотел бы посмотреть на то, как Евангелие распространится среди турок, а это вполне может случиться. Правда, я переживу это тяжело. Вы можете пережить это [легче]; но вы же можете доставить им немало хлопот. То, что рассказывается о личности Магомета, меня не интересует; но против учения турок нам надо ополчиться. Догму нужно рассмотреть. Если его [Магомета] личность такова, как пишут, и если он утверждает, что его направляет Святой Дух, то тогда о том, что касается его личности, я не буду спрашивать. Речь пойдет об учении, несмотря на то, что с ними [турками] легче будет спорить, чем с евреями, поскольку они многое привнесли в Евангелие, или [Новый] Завет: положение о том, что Христос без греха был рожден Марией и что она осталась непорочной девственницей... Бог вполне может свершить еще одно чудесное деяние — побудить их [турок] слушать Евангелие; ведь дьявол узурпировал только власть, но не познание. Если только какой-нибудь паша воспримет Евангелие, то можно будет увидеть, какую дыру оно прорвет [в зеленом знамени] турецкого народа.
Из TR 5, 5536 (Зима 1542—1543 г.).
2. Победа турок
Я не верю в то, что Турецкую империю можно подавить силой. Но однажды появится бодрый муж, который припрет к стенке догму Магомета.
TR 4, 5079 (Июнь 1540 г.).
3. Гнев Божий, распростершийся над евреями и христианами
Если у них [евреев] была бы хоть одна искорка разума или понимания, то они, воистину, должны были бы думать о себе так: Ах, Господь Бог, дела наши обстоят неважно, беда слишком велика, слишком продолжительна, слишком сурова, Бог забыл нас и т. д. Я, конечно, не еврей, но мне, откровенно говоря, не доставляет удовольствия думать о столь ужасном гневе Божьем, распростершимся над этим народом. Я боюсь того, что это постигнет и меня. Кто же хочет подвергаться вечному гневу в аду вместе с лжехристианами и всеми неверующими?
Из "Von den Juden und ihren Lugen" (1543 г.). WA 53, 418, 26 и сл.
4. Евреи чванятся своим происхождением
У них есть одно основание для того, чтобы кичиться и превозносить себя сверх всякой меры: они, действительно, появились на земле от достойнейших прародителей — Авраама, Сарры, Исаака, Ревекки, Иакова и от двенадцати патриархов и т. д., от святого народа Израиля, как признает Святой Павел, утверждающий (Рим. 9, 5): "Их [израильтян] и отцы, и от них Христос..." И Сам Христос заявляет (Ин. 4, 22): "Спасение от Иудеев". Потому-то и восхваляют они себя как благороднейших, более того, — как единственно благородных людей на земле; а мы — гоимы, язычники по сравнению с ними; мы в их глазах — не люди, нам грош цена, мы — жалкие черви. И все это потому, что мы не принадлежим к их высокому, благородному роду, у нас не то происхождение и не те прародители. Это — один из их доводов и одно из оснований, опираясь на которое, они упорствуют [в своей вере] и восхваляют себя. И, по моему мнению, это, действительно, один из важнейших и сильнейших [аргументов].
Из "Von den Juden und ihren Lugen" (1543 г.). WA 53, 419, 22 и сл.
5. Евреи отвергают Христа. В этом заключается их главная вина
Итак, мы хотим поговорить о главном: о том, что они [евреи] молят Бога [о ниспослании им] Мессии. [По их мнению], здесь [на всей земле] только они — истинные святые и благочестивые дети; здесь, [на всей земле] хотят они, воистину, быть не лжецами и клеветниками, а пророками, утверждающими, что Мессия еще не приходил, а еще только должен прийти. И кто сможет переубедить их и доказать им. что они ошибаются или заблуждаются? Если бы все Ангелы и Сам Бог заявили бы перед всем народом на горе Синай или в Иерусалимском храме, что Мессия уже давно пришел и что не надо больше с нетерпением ожидать Его, то евреи [стали бы убеждать всех в том], что и Сам Бог, и все Ангелы — лживые дьяволы. Эти "святые, правдивые пророки" непреклонны в том, что Мессия еще не пришел, а только должен прийти!
Из "Von den Juden und ihren Lugen" (1543 г.). WA 53, 449, 3 и сл.
6. Высокомерие евреев и их ненависть к язычникам
Что торчит, как заноза, что первопричина распри, что приводит евреев в бешенство, что делает их глупцами, что так повреждает их рассудок и заставляет постыдно извращать все изречения Писания? Это — то, что они не хотят, не могут мириться с тем, что мы, язычники, должны быть равны с ними перед Богом и что Мессия должен приносить нам такое же утешение и радость, как и им. Я заявляю: прежде чем они примирятся с тем, что мы, язычники (над которыми они неустанно насмехаются, которых они проклинают, поносят, порочат, позорят), должны принадлежать Мессии так же, как и они, и называться их сонаследниками и братьями, а они распнут десяток Мессий и, если это будет возможно, убьют Бога вместе со всеми Ангелами и творениями, даже если они вместо одного ада заслужат тысячу. Такую ядовитую ненависть к гоимам им с детства прививают родители и раввины, и затем они продолжают впитывать ее на протяжении всей жизни, так что она, как сказано в Пс. 109 (108), 18, входит в плоть их, проникает до мозга костей и полностью становится их второй натурой. И так же, как вы не можете изменить плоть и кровь, мозг и кости, не можете вы изменить и их гордыню и зависть; такими они останутся и такими погибнут, если Бог не свершит особое, великое чудо.
Из "Von den Juden und ihren Lugen" (1543 г.). WA 53, 481, 7 и сл., 23 и сл.
7. Евреи и собственность
Они живут в нашем доме, под нашей защитой, пользуются нашей землей и рынками, улицами и перекрестками. А князья и господа, как ни в чем не бывало, продолжают исполнять свою службу, дрыхнут и, разинув рот, смотрят на то, как евреи запускают руки в раскрытые кошельки и кассы, хватают и грабят, что им вздумается. [Иными словами, власти допускают], что и с них самих, и с их подданных евреи-ростовщики сдирают шкуру, высасывают их кровь и за их же деньги делают их нищими. Но ведь евреи-то, как живущие на чужбине, не должны иметь ничего, а то, что у них есть, должно наверняка быть нашей собственностью. Итак, они не работают, не отдают нам ничего, мы в свою очередь не дарим и не даем им ничего; однако у них — наши деньги и имущество, они — наши господа в нашей собственной стране и на своей чужбине. Если вор украдет десять гульденов, то его надлежит повесить, если он ограбит кого-нибудь на улице, ему отрубят голову. А еврей, который посредством ростовщичества наворовал и награбил десять тонн золота, нам дороже Самого Бога!
Из "Von den Juden und ihren Lugen" (1543 г.). WA 53, 482, 29 и сл.
8. Бремя страны
Мы охотно пожертвовали какой-нибудь дар, если бы их [евреев] изгнали из страны. Ведь они для нас, для нашей страны, такое же тяжкое бремя, как бич, чума и стихийное бедствие... Они держат нас, христиан, в плену в нашей собственной стране; они позволяют нам работать в поте лица, а деньги и имущество присваивают себе; они греются у печки, бездельничают, роскошествуют, делают варенье из груш, пьянствуют, живут в холе и неге за счет заработанного нами добра, посредством своего проклятого ростовщичества держат у себя в плену наше имущество, к тому же насмехаются над нами и оплевывают нас за то, что мы работаем и позволяем им оставаться праздными хозяйчиками над нами и у нас. Итак, они — наши господа, мы — их слуги со всем нашим имуществом, потом и работой; в награду и в благодарность за все проклинают они нашего Господа и нас.
Из "Von den Juden und ihren Lugen" (1543 г.). WA 53, 520, 34 и сл.; 521, 9 и сл.
9. Лицо Израиля
Поэтому, дорогой христианин, знай и не сомневайся в том, что после дьявола у тебя нет более едкого, ядовитого, сильного врага, чем настоящий еврей, который всерьез хочет быть евреем. И если ты встретишь настоящего еврея, то можешь с чистой совестью осенить себя крестным знамением и, не сомневаясь, уверенно сказать: "Это идет дьявол во плоти".
Из "Von den Juden und ihren Lugen" (1543 г.). WA 53, 482, 8 и сл.; 479, 33 и сл.
10. Суровое милосердие
Что же нам, христианам, делать с этим отвергнутым [Богом], проклятым еврейским народом? Терпеть его мы не можем, после того как претерпели от них [евреев], живущих у нас, столько лжи, клеветы и проклятий; в противном случае все мы будем соучастниками всей их лжи, проклятий и клеветы. Точно так же у нас нет почти никакой возможности ни погасить негасимый огонь гнева Божьего, как сказано пророками93, ни "обратить" [всех] евреев [в истинную христианскую веру]. С молитвой и со страхом Божьим мы должны прибегнуть к суровому милосердию, чтобы спасти хоть немногих от пламени и жара [ада]. Мы не можем позволить себе мстить им. Месть, которую они несут на себе, в тысячу раз сильнее, чем мы можем им пожелать. Я хочу дать верный совет, [касающийся того, как поступать с евреями].
Из "Von den Juden und ihren Lugen" (1543 г.). WA 53, 522, 29 и сл.
11. Предложения Лютера, касающиеся еврейского вопроса
Во-первых, нужно поджечь их синагоги, или школы, [где им прививается их вера], а то, что не захочет гореть, засыпать землей и мусором, чтобы ни один человек во веки вечные не увидел ни камня от них, ни шлака, оставшегося [после пожара]. И сделать это нужно во славу нашего Господа и христианства, чтобы Бог видел, что мы являемся христианами и вполне осознанно не хотим ни терпеть, ни примириться с тем, что публично проклинают и поносят Его Сына и Его христиан...
Во-вторых, точно так же следует разрушить их дома. Ведь в них они творят то же самое, что и в школах [синагогах]. Пусть они [живут все вместе], как цыгане, и занимаются этим [богохульством] под одной крышей или в хлеву, чтобы они знали: они — не господа в нашей стране, как они похваляются [перед людьми], а жалкие пленники, как они беспрерывно жалуются Богу, крича при этом "караул".
В-третьих, нужно изъять у них все молитвенники и [книги] талмудистов, в которых провозглашается идолопоклонство, ложь, проклятия и клевета.
В-четвертых, отныне следует запретить их раввинам под угрозой смерти выступать с поучениями и считать, что они потеряли свою службу со всеми ее правами...
В-пятых, надлежит лишить евреев права свободного передвижения. Ведь они ничего не создали в стране, поскольку не были ни начальниками, ни служивыми, ни торговцами или чем-то в этом роде. Они должны сидеть дома...
В-шестых, нужно запретить им заниматься ростовщичеством, изъять у них все наличные деньги, украшения из золота и положить все это на сохранение. Основанием для этого является следующее: Все, что у них есть, как отмечалось выше, они украли и награбили у нас своим ростовщичеством, поскольку у них, кроме него, нет никакого занятия, приносящего им хлеб насущный. Эти деньги нужно использовать на следующее (и ни на что иное!): если какой-нибудь еврей всерьез обратится [в христианство], то нужно выдать ему на руки сто, двести, триста гульденов, соразмерно с составом его семьи, чтобы он мог научиться какому-то ремеслу для пропитания своей бедной жены и детей. [Эти средства также надо использовать для] содержания старых и немощных...
В-седьмых, молодым и сильным евреям и еврейкам надо дать в руки цеп, топор, мотыгу, заступ, прялку, веретено, чтобы они в поте лица своего добывали хлеб свой, как заповедано детям Адамовым (Быт. 3, 19)... Правда, мы опасаемся, что если они будут служить нам или работать на нас, то могут причинить вред нашему здоровью, нашим женам, детям, прислуге, скоту и т. д.
Вместе с тем можно предположить, что эти благородные господа мира и ядовитые, вредоносные черви, непривычные к какой бы то ни было работе, очень неохотно согласятся работать на проклятых гоимов. И если это произойдет, то позвольте нам, руководствуясь народной мудростью, присущей другим нациям — французам, испанцам, богемцам и т. д., — рассчитаться с ними за их ростовщичество, а затем изгнать их в сельскую местность! Ведь мы уже слышали, что Божий гнев, распростершийся над ними, так велик, что если относиться к ним с мягким милосердием, то они станут еще злее; впрочем, и суровое обращение сделает их не намного лучше. Поэтому, пошли они вон!
Из "Von den Juden und ihren Lugen" (1543 г.). WA 53, 523, 1 и сл.; 526, 16.
12. Лютер уже больше не надеется на обращение народа Израиля [в христианство]
В мои намерения не входит спорить с евреями или учиться у них, как они истолковывают или понимают Писание; я и без них знаю это достаточно хорошо. Еще меньше стремлюсь я обратить евреев [в христианство]. Это невозможно.
Из "Von den Juden und ihren Lugen" (1543 г.). WA 53, 417, 20 и сл.
Короче говоря, [еврейский народ] — молодой дьявол, преданный проклятию, приговоренный к аду. Но тем из них, у кого сохранилось еще что-то человеческое, это сочинение может пойти на пользу. Кто хочет, может от всего сердца надеяться на это. Я же потерял всякую надежду. Не знаю я и в Писании ни одного места, свидетельствующего об этом. Если мы не можем сейчас обратить [в евангелическую веру] множество наших христиан и должны довольствоваться небольшим числом [обращенных], то насколько меньше возможность обратить [в христианство] всех этих детей дьявола! Некоторые на основании Рим. 11 питают надежду на то, что перед концом света все евреи будут обращены [в христианство]. Но это заблуждение. Св. Павел подразумевал что-то совершенно иное.
Из "Vom Schem Hamphoras" (1543). WA 53, 580, 1 и сл.
13. И все-таки Бог может обратить отдельных евреев [в христианство]
Христос, наш дорогой Господь, милосердно "обратит" их и заставит нас еще тверже и непоколебимее верить в Его обетование жизни вечной. Аминь.
Заключительные слова сочинения "Von den Juden und ihren Lugen" (1543 г.). WA 53, 552, 36 и сл.
Поэтому подобает вам — господам, — не терпеть их [евреев], а изгонять. Но если они обратятся [в христианство], бросят заниматься своим ростовщичеством и воспримут Христа, то мы охотно станем считать их братьями.
Если евреи захотят примириться с нами и прекратят свою клевету и все, что они вообще творили по отношению к нам, то мы охотно простим им всё. Если же нет, то не должны мы ни мириться с ними, ни терпеть их, живущих рядом с нами.
Из лютеровского "Vermahnung wider die Juden" nach seiner letzten Predigt in Eisleben am 15 Februar 1546. WA 51, 195, 25 и сл.; 196, 14 и сл.
Тем из них, кто изъявит желание обратиться [в христианство], Бог дарует Свою милость для того, чтобы они — по меньшей мере некоторые из них — вместе с нами познавали и славили Бога Отца, нашего Творца, вместе с нашим Господом Иисусом Христом и Святым Духом во веки веков. Аминь.
Заключительные слова сочинения "Vom Schem Hamphoras" (1543 г.). WA 53, 648, 13 и сл.
14. Спасение Ветхого Завета от евреев
Бог даст, что наши теологи отважно изучат еврейский язык и вновь освободят Библию от шустрых жуликов — [раввинов] и сделают все это лучше, чем сделал я. Иными словами, они не должны оставаться в плену у раввинов с их вымученной грамматикой и ложным толкованием [текста], чтобы мы могли отчетливо и ясно увидеть в Библии и познать нашего дорогого Господа и Спасителя.
Из "Von den letzten Worten Davids" (1543 г.). WA 54, 100, 21 и сл.
Как уже говорилось, все Писание говорит о Христе — Сыне Бога и Марии. Везде речь идет о том же самом Сыне, чтобы мы по-разному познавали Его и чтобы вечно могли видеть в Отце и Святом Духе единого Бога. Для того, кто вместил в себя Сына, Писание — открытая книга, и чем больше его вера в Христа, тем яснее ему представляется Писание.
Из "Von den letzten Worten Davids" (1543 г.). WA 54, 88, 38 и сл.
Ваш собственный Ветхий Завет противится вам. Он проклинает вас с вашей похвальбой... Вы горделиво чванитесь и похваляетесь тем, что только у вас одних во всем белом свете есть Священное Писание. На самом же деле у вас нет ни листика, ни буковки, касающихся понимания [Писания]... Ведь того, чего вы ищете в Писании, вы никогда не найдете; такого там никогда не было и не будет... Там возвещается о Мессии, но не о том Мессии, которого вы ожидаете и которого вы выдумали...
Из "Vom Schem Hamphoras" (1543 г.). WA 53, 620, 24 и сл.; 621, 5 и сл.
15. Дьявольский характер папства
Итак, нами доказано, что не только Церковь, но и каждый крещенный христианин может судить, проклинать и по меньшей мере в сердце своем смещать его [папу], как антихриста и оборотня, как врага Бога, как врага всех христиан и всего белого света. Кто хочет быть истинным христианином и обрести блаженство, должен судить и учить, петь и говорить; сохраняющему послушание папе надлежит знать, что он тем самым послушанию пред Богом предпочитает послушание пред дьяволом и помогает папе творить еще большие мерзости, чем ныне. Ведь Святой Иоанн замечает (2 Ин. 11); "Приветствующий его участвует в злых делах его". К тому же Господь Сам публично осудил его (Мф. 18, 17), вышвырнул его из Церкви и исключил из числа христиан; как уже говорилось, он не должен больше называться христианином, так как провозглашает себя неподвластным [какому бы то ни было] суду и ненаказуемым, т. е. свободным [во всем] дьяволом и оборотнем. Поэтому он должен быть публично проклят Богом и всеми творениями.
И, воистину, неужели Сын Божий умер и пролил Свою драгоценную Кровь за то, чтобы шустрый римский подлец мог похваляться во имя всех дьяволов, что он чрез Кровь и смерть Христа получил свободу и власть грешить, безумствовать, зверствовать, творить то, что ему заблагорассудится, о чем не может говорить и что не может решать в своей Церкви ни один христианин и даже Святой Дух? Ведь именно об этом идет речь в ст. 40 папского предписания "Si papa". Однако [Апостол] Павел (Гал. 1, 8) говорил о том, что христиане наделены полномочиями даже для того, чтобы судить и предавать анафеме самого Ангела Небесного, если он станет благовествовать не то Евангелие! А что представляют собой в сравнении с Ангелом Небесным папа, кардинал и все дьяволы, вместе взятые?
Исходя из этого, папа должен не только признать свою клевету на Бога, свою проклятую ложь и идолопоклонство, но и показать всему белому свету свои большие, уродливые ослиные уши, свидетельствующие о том, что он ничуточки не разбирается в том, что такое христианин, что такое Церковь, Божье слово, Дух и Бог. Ведь если бы он понимал это, то хорошо представлял бы, что Божье слово — высший судия над всеми творениями и что тот, кто верует в это, называется духовным человеком, который судит обо всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 2, 15) — и не может судить не благодаря его личным качествам, а благодаря слову и Духу [Божьим], которые живут в нем и говорят и судят чрез него. Об этом [Апостол] Павел в 1 Кор. 2, 16 говорит так: "Мы имеем ум Христов". Но у папы и кардиналов нет ничего, кроме взаправдашнего неотесанного римского ослоумия. Таким образом, папа сам сбивает себя с ног; он судит, осуждает и ставит сам себя вне Христианской Церкви тем, что хочет быть неподсудным никому; он сам делает себя язычником, И все идет так, как говорит Господь: "Твоими собственными устами будешь ты проклят". Ведь если ты не хочешь, как все другие христиане, претерпевать наказание, то ты, наверняка, не христианин; а если ты не христианин, то должен ты во имя всех дьяволов быть среди христиан антихристом, или папой.
Итак, папа стремится ко всему, [что перечислено выше], Поэтому добился он того, что тот, кто хочет быть христианином, обязан и должен считать папство призраком, установлением и собственностью дьявола, от чего надо убегать, против чего надо молиться, чему надо сопротивляться, в противоборстве с чем, как с самим дьяволом, надо жить...
Из "Wider das Papsttum zu Rom (1545 г.). WA 54, 293, 34 и сл.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тик ток