Д-р Мартин Лютер. "О власти и первенстве Папы". Часть 2.

Часть 2.

Оглавление.

 

Назад.

 

[Признаки антихриста]

Итак, очевидно, что римские первосвященники вместе со своими последователями защищают [и осуществляют] безбожные учения и нечестивые служения. И признаки [все пороки] антихриста явственно совпадают с признаками царства папы и его приверженцев. Ибо Павел во 2Фессал.(2:3-4) описывает антихриста и называет его противником Христовым, противостоящим и превозносящимся над Богом: “Человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога”. То есть он говорит о том, кто правит Церковью, а не о языческих царях, и он называет его противником Христа потому, что он изобретет учения, противоречащие Евангелию, и станет дерзко претендовать на Божию власть.

Кроме того, во-первых, очевидно, что папа правит в Церкви, и под предлогом [установления] духовной власти и духовного служения он учредил для себя это царство. Ибо в качестве аргумента он приводит слова [Христа]: “И дам тебе ключи...” Во-вторых, папская доктрина во многом противоречит Евангелию, и [в-третьих] папа претендует на божественную власть, о чем можно судить по трем признакам.

Во-первых, потому что он берет на себя право изменять учение Христово и служения, учрежденные Богом, желая, чтобы его собственная доктрина и его собственные служения соблюдались, как божественные. Во-вторых, потому что он берет на себя власть не только связывания и разрешения чего-то в этой жизни [здесь, на земле], но хочет также отправлять правосудие над душами после смерти. В-третьих, потому что папа не хочет быть судим Церковью или кем бы то ни было [не хочет, чтобы Церковь или кто бы то ни был мог осуждать его,] и ставит свою власть выше решений Соборов и всей Церкви. Но не желать быть судимым Церковью или кем бы то ни было — значит сделать себя богом. И наконец, эти заблуждения отвратительны, и безбожие это он защищает с огромной жестокостью, лишая жизни всех несогласных.

Поэтому всем христианам следует остерегаться участия в безбожном учении, богохульствах и неправедной жестокости папы. По этой причине им нужно покинуть и возненавидеть папу и его сторонников как царство антихриста. Как Христос заповедовал в Мат.(7:15): “Берегитесь лжепророков...” И Павел в Гал.(1:8), Тит.(3:10) заповедует избегать и ненавидеть как проклятых безбожных учителей. Так во 2Кор.(6:14) он говорит: “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?”

Расходиться во мнениях со столькими народами и называться раскольниками — это дело серьезное. Но мы не имеем божественной заповеди о том, чтобы быть сторонниками и защитниками безбожия и неправедной жестокости. Поэтому наша совесть имеет достаточное оправдание. Ибо заблуждения папского царства очевидны. И Писание во весь голос провозглашает, что эти заблуждения являются учениями бесовскими и антихристовыми.

Идолопоклонство при осквернении месс очевидно, и это, помимо прочих недостатков [помимо абсолютной бесполезности], связано с постыднейшей наживой [и торговлей].

Учение о покаянии было совершенно извращено папой и его сторонниками. Ибо они утверждают, будто грехи отпускаются благодаря ценности наших дел. Затем они повергают нас в сомнения относительно того, происходит ли прощение. Они нигде не учат, что грехи отпускаются даром, ради Христа, и что мы принимаем это [прощение] верою.

Таким образом, они приуменьшают славу Христа, лишают души твердого утешения и отменяют воистину христианские служения, а именно — проявления веры, борющейся с [неверием и] отчаяньем [сомнением относительно евангельского обетования].

Они сделали невразумительным и тусклым учение о грехе и изобрели традицию перечисления проступков, которая порождает множество заблуждений и повергает людей в отчаянье.

Вдобавок к этому они выдумали искупления [удовлетворения, епитимьи], которыми они также умаляют добродетель [и заслугу] Христову.

Отсюда произошли индульгенции, и это — чистейшая ложь, выдуманная с целью наживы.

А какие злоупотребления и отвратительные идолопоклонства породило молитвенное взывание к святым!

Сколько позорных деяний возникло из обряда целибата!

Какую мглу навлекло на Евангелие учение о монашеских обетах!

Здесь они необоснованно утверждали, будто обеты праведны перед Богом, и будто с их помощью можно заслужить прощение грехов. Таким образом, они заменили добродетель Христову на человеческие обряды и полностью угасили учение о вере. Они заявляли, что самые ничтожные и никчемные традиции являются служением Богу и способствуют совершенству, они отдавали предпочтение этим традициям перед делами призвания, которые Бог заповедал нам и требует от нас. И эти заблуждения не должны считаться светом, ибо они умаляют славу Христову и разрушают души, равно как нельзя и не обращать на них внимания.

Затем к этим заблуждениям добавляются два огромных греха. Первый — это то, что он [папа] защищает свои заблуждения, проявляя неправедную жестокость и применяя смертные казни. Во-вторых, он отнимает у Церкви решение [право решать] и не допускает, чтобы духовные полемики [вопросы религии] судились согласно предписанному порядку. Да, он утверждает, будто он выше церковного Собора и может отменять постановления Соборов, о чем иногда бессовестным образом гласят сами каноны. Но о том, что это намного более бессовестным образом совершалось первосвященниками, свидетельствуют [многие] примеры.

В п.9 3-го канона сказано: “Никто да не судит председательствующего, ибо судья не судим ни императором, ни всем духовенством, ни царями, ни народом”.

Папа осуществляет двойную тиранию: он, защищая свои заблуждения силой и убийствами [людей], запрещает беспристрастное судебное разбирательство. Последнее — это даже еще большее злоупотребление, чем все [его] казни, потому что, когда устраняется истинное суждение Церкви, становится невозможным отвержение безбожных догматов и служений, и они губят бесчисленное множество душ на протяжении многих веков.

Итак, пусть благочестивые люди рассмотрят великие заблуждения папского царства и его тиранию, и пусть они поразмыслят, во-первых, о том, что эти заблуждения должны быть отвергнуты, и [должно быть] принято истинное учение во славу Божью и для спасения душ. Затем пусть они подумают также о том, сколь велико преступление — способствовать неправедной жестокости и убиению святых, за кровь которых Бог, несомненно, отомстит.

Но особенно господствующим членам Церкви — королям и князьям — следует защищать ее интересы и смотреть за ней, чтобы заблуждения были устранены, и души были исцелены [правильно наставлены], как Бог определенно увещевает царей в Пс.(2:10): “Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!” Ибо цари [и господа] прежде всего должны заботиться о преумножении славы Божьей. Поэтому было бы великим позором для них — использовать свое влияние и власть для умножения идолопоклонства, убиения святых и бесчисленного множества других преступлений.

Даже если бы папа созвал Собор, как Церковь может быть исцелена, если папа не позволяет провозглашать ничего вопреки своей воле, если он не позволяет никому выражать иное [свое] мнение, кроме своих сторонников, которых он обязал страшными клятвами и угрозами защищать его тиранию и беззакония, невзирая на Слово Божие [так, что даже Слово Божие не принимается во внимание]?

Но поскольку решения Соборов являются решениями Церкви, а не пап, царям особенно необходимо проверять права пап [не позволять подобного произвола] и действовать так, чтобы власть суждения и издания постановлений, вытекающих из Слова Божия, не отнималась у Церкви. И как остальные христиане должны осуждать все другие заблуждения папы, так они должны порицать папу, когда он избегает и препятствует истинному разбирательству и истинному решению Церкви. Итак, даже если бы римский епископ имел первенство по божественному праву, все же, поскольку он отстаивает безбожные служения и учение, противоречащее Евангелию, ему не следует повиноваться. Да, необходимо противостоять ему, как антихристу. Заблуждения папы очевидны и весьма серьезны.

Очевидна также жестокость, которую они проявляют [по отношению к благочестивым христианам]. И ясно, что Бог заповедал нам избегать идолопоклонства, безбожных учений и неправедной жестокости. Поэтому все благочестивые люди имеют очевидные основания, чтобы не повиноваться папе. И эти неоспоримые доводы являются утешением для всех благочестивых людей, когда их по обыкновению упрекают в соблазнах, расколе и разногласиях [которые они якобы порождают].

Те же, кто согласны с папой, защищают его учение и [ложные] служения, оскверняют себя идолопоклонством и богохульными представлениями, становясь виновными в крови благочестивых людей, которых преследует папа [и его сторонники], а также умаляют славу Божью и наносят ущерб благополучию Церкви, потому что они распространяют заблуждения и преступления на всех потомков [в глазах всего мира и во вред для всех потомков].

О власти и полномочиях епископов.

[В нашем Вероисповедании и в Апологии мы перечислили в общих чертах все, что хотели сказать относительно власти духовенства. Ибо] Евангелие заповедует тем, кто руководит церквями, учить Благовестию, отпускать грехи, отправлять Таинства, и кроме того — определенные полномочия, а именно — отлучать от Церкви тех, чьи грехи известны, и вновь отпускать грехи тем, кто покаялся.

И по всеобщему исповеданию, даже по исповеданию наших противников, ясно, что эта власть по божественному праву является общей для всех, кто правит церквями, как бы они ни назывались — пасторами, старейшинами или епископами.

И соответственно, Иероним открыто учит в апостольских письмах, что все, правящие церквями, являются как епископами, так и старейшинами [пресвитерами], и цитирует из Послания к Титу (1:5 и далее): “Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров...” [и затем он (Павел) называет этих людей епископами]. Далее он добавляет: “Епископ должен быть мужем одной жены”. Подобным же образом Петр и Иоанн называют себя старейшинами [или священниками], 1Пет.5:1; 2Иоан.1. И затем он добавляет: “Но чтобы затем был избран один и поставлен над остальными. Это необходимо, как мера против раскола, чтобы кто-то, обольстив [общину здесь или там], не мог разодрать на куски Церковь Христову. Ибо в Александрии, начиная с Марка евангелиста и до епископов Геракла и Дионисия, старейшины всегда избирали одного из своей среды, ставили его на более высокое положение и называли епископом. Подобно тому, как войско должно иметь командующего.

Более того, диаконы могли избирать среди себя одного деятельного и энергичного, называя его архидиаконом. Ибо чем старейшина по своим функциям отличается от епископа, не считая [права] рукоположения?”

Таким образом, Иероним учит, что различия между полномочиями епископа и старейшины [пресвитера] установлены человеческой властью. И это вытекает из самого существа дела, потому что власть [служение и заповедь] такая же, как он говорил выше.

Но затем между епископами и пасторами вводится одно различие, а именно — рукоположение, ибо так было установлено, что один епископ должен был рукополагать служителей во многих церквях.

Однако, поскольку по божественной власти положения епископа и пастора не различаются, то очевидно, что рукоположение, отправляемое пастором в своей церкви, действенно и не противоречит божественному закону [если пастор в своей церкви рукополагает некоторых подходящих людей на служение, то такая ординация, согласно божественному закону, несомненно действенна и правильна]. Поэтому, когда установленные епископы становятся врагами Церкви или не желают совершать рукоположения, церкви сохраняют за собой это право. [Если установленные епископы преследуют Евангелие и отказываются рукополагать способных (пригодных) людей, каждая церковь имеет полное право рукополагать собственных служителей]. Ибо везде, где существует Церковь, там существует и право [заповедь] преподавать Евангелие. Таким образом, необходимо, чтобы Церковь сохраняла власть [право] призывать, избирать и рукополагать служителей. И эта власть является даром, который реально [действительно] дан Церкви, и который никакой человеческой властью нельзя отнять у Церкви, о чем свидетельствует также Павел в Послании к Ефесянам (4:8), когда говорит: “...Восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам”. И среди даров, принадлежащих именно Церкви, он перечисляет пастырей и учителей, добавляя, что они даны “на дело служения, для созидания [наставления] Тела Христова”. Итак, везде, где существует истинная Церковь, неизбежно существует право избирать и рукополагать служителей. Точно так же, как в случае необходимости даже мирянин может отпускать грехи, становясь служителем и пастором для другого. Об этом Августин повествует в истории о двух христианах на корабле, один из которых крестил новообращенного, тот же после принятия Крещения, в свою очередь, отпустил грехи крестившему.

Сюда относятся утверждения Христа, свидетельствующие, что власть Ключей была дана Церкви, а не просто каким-то отдельным личностям (Мат.18:20): “Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое...”— и т.д. Наконец, слова Петра тоже подтверждают это (1Пет.2:9): “Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой...” Эти слова относятся к истинной Церкви, которая, конечно же, имеет право избирать и рукополагать служителей, поскольку она одна имеет священство.

И об этом также свидетельствует всеобщая традиция Церкви. Ибо в прежние времена люди избирали пасторов и епископов. Затем приезжал епископ, либо из этой же церкви, либо из соседней, и он утверждал избранного, возлагая на него руки. И ординация была не чем иным, как таким утверждением.

Впоследствии к этому были добавлены новые церемонии, многие из которых описывает Дионисий. Но он является новым [недавно появившимся, не древним] и вымышленным автором, кем бы он ни был [эта книга Дионисия — новый вымысел под ложным названием], так же, как труды Климента тоже являются подложными [имеют ложное название и были сфабрикованы порочными негодяями спустя долгое время после Климента]. Затем уже более современные писатели добавили [что епископ, дескать, говорил тем, кого он рукополагал]: “Я даю тебе власть приносить жертву за живых и мертвых”. Однако, этого нет даже у Дионисия.

Из всего этого ясно, что Церковь сохраняет за собою право избирать и рукополагать служителей. Порочность же и тирания епископов дает все основания для раскола и несогласия [таким образом, если епископы либо являются еретиками, либо отказываются рукополагать пригодных людей, церкви обязаны перед Богом, по божественному праву, рукополагать для себя пасторов и служителей. Даже если теперь это считают нарушением норм или называют расколом, должно быть известно, что безбожное учение и тирания епископов ответственны за это], поскольку Павел в Гал.(1:7 и далее) добавляет, что епископы, которые учат и отстаивают безбожные доктрины и проводят безбожное служение, должны быть преданы анафеме.

Мы говорили о рукоположении, которое, как утверждает Иероним, лишь и отличало епископов от остальных пресвитеров. Поэтому нет нужды обсуждать здесь другие обязанности епископов. Точно так же, как в действительности нет никакой необходимости говорить о конфирмации или об освящении колоколов [или о других дурачествах подобного рода], что является чуть ли не единственной из всех обязанностей, которые они сохранили. [Однако] Нужно сказать кое-что о сфере [их] полномочий.

Разумеется, всем пасторам принадлежит право отлучать от Церкви тех, кто виновен в явных преступлениях. Это право, однако, они [церковные власти] узурпировали, как тираны, и стали применять его для собственной наживы. Ибо нет сомнений, что власти [правители], как их называют, использовали право, которое невозможно терпеть, и, либо из-за своей алчности, либо по своенравию, мучили людей, отлучали их от Церкви, не рассматривая их дел должным и законным образом. Но какая это тирания, когда правители государства имеют произвольную власть осуждать и отлучать людей от Церкви без суда и следствия!

И для чего они использовали эту власть? В действительности — вовсе не для наказания истинных преступлений, а за нарушение постов и [церковных] праздников или за подобные пустяки! Ну, разве что иногда они наказывали прелюбодеяния, и в этом деле они часто досаждали невинным и достойным людям [порочили невинных]. Кроме того, поскольку это самое тяжкое преступление, то, разумеется, никто не должен быть осужден без суда и следствия.

Итак, поскольку епископы как тираны узурпировали это право и бесчестно злоупотребляли им, то нет нужды им повиноваться. Но поскольку имеются праведные причины, по которым мы можем не повиноваться епископам, то существуют все основания также и для того, чтобы вернуть это право благочестивым пасторам [которым оно принадлежит по заповеди Христовой], и наблюдать, чтобы оно законно использовалось для исправления моральных норм и во славу Божью. Это право сохраняется в тех случаях, которые, согласно каноническому закону, относятся к духовному суду, как они называют его, и особенно в случаях, относящихся к супружеской жизни. Этим правом епископы обладают также только по человеческому установлению и не издревле, что явственно следует из “Кодекса” и “Новелл” Юстиниана, потому что в те времена решения о супружеской жизни были в компетенции магистратов [городских судов, светских управлений]. И, в соответствии с божественным правом, мирские магистраты должны выносить решения по этим делам, если епископы [судят неправедно или] нерадивы. Каноны также допускают это. Итак, исходя из этого права, так же нет нужды повиноваться епископам.

И действительно, поскольку они издали явно неправедные законы о брачной жизни и соблюдают их в своих судах, то по этой причине нужно учредить другие суды. Ибо традиции в духовных отношениях [запрет брачных отношений между крестными] неправедны [неправильны]. Также неправедной является традиция, запрещающая невинному человеку вступать в брак после развода. Несправедлив также закон, одобряющий все тайные помолвки, в нарушение родительского права. Несправедлив и закон о целибате священников. Имеются также и другие ловушки для душ в их законах, однако перечислять все их нет нужды. Достаточно сказать, что имеется множество неправедных папских законов, относящихся к супружеской жизни, по поводу которых магистратам [городским правлениям] следовало бы учредить иные суды.

Таким образом, поскольку епископы, преданные папе, защищают безбожное учение и столь же безбожные служения, не рукополагают благочестивых учителей, [поскольку они] способствуют жестокостям папы, и, кроме того, отобрали пасторские полномочия, поступая как тираны [в корыстных целях], и, наконец, поскольку в вопросах супружеской жизни они отстаивают множество неправедных законов, постольку имеется достаточно веских оснований, чтобы церкви не признавали их своими епископами.

Но сами они должны помнить, что богатства [имущество и доходы] были даны епископам, как милостыня, для управления церквями и для пользы церквей [чтобы они могли служить Церкви и лучше отправлять свое служение], как гласит правило: Бенефиций дается по причине служения [благодаря служению]. Поэтому они не могут с доброй совестью пользоваться этими подаяниями, при этом обманывая Церковь, нуждающуюся в этих средствах для поддержания своих служителей и способствования обучению [образованию людей], а также для оказания помощи бедным и учреждения судов, особенно брачных.

Ибо разнообразие супружеских противоречий столь велико, что необходимо создание специального суда для разбирательства этих дел, и для учреждения этого нужны пожертвования Церкви.

Петр во 2Пет.(2:13) предсказывал, что появятся безбожные епископы, которые станут злоупотреблять пожертвованиями Церкви, ведя роскошную жизнь и пренебрегая служением. Поэтому [поскольку Святой Дух в этой связи грозит ужасными наказаниями], пусть те, кто обманывают Церковь, знают, что им придется ответить перед Богом за свое преступление.


Оглавление.

 


На главную.

 


Билли Грэм.

Чтение на 7 января.

 

Билли Грэм.

Чтение на 6 января.

 

Билли Грэм.

Чтение на 5 января.

Объявление.

Творческий отпуск.

 

6 декабря.

Д-р Мартин Лютер.

"Христианский путеводитель".