Д-р Мартин Лютер. "О власти и первенстве Папы". Часть 1.

Часть 1.

О ВЛАСТИ И ПЕРВЕНСТВЕ ПАПЫ.

Оглавление.

 

Трактат, составленный теологами, собравшимися в Шмалькальдене в 1537 году.

Римский первосвященник утверждает [прежде всего], будто по божественному праву он стоит над всеми епископами и пасторами [христианского мира].

Во-вторых, он добавляет также, будто по божественному праву он имеет оба меча, то есть власть даровать и передавать царства [возводить на трон и смещать царей, устроять мирские владения и т.п.]

И в-третьих, он говорит, будто веровать в это необходимо для спасения. По указанным причинам римский епископ называет себя наместником Христа на земле [и хвалится этим].

Эти три артикула мы считаем ложными, безбожными, тиранскими и [весьма] пагубными для Церкви.

Итак, для того, чтобы можно было [лучше] понять наше свидетельство [рассуждение и мнение], следует, прежде всего, определить — что понимается под словами: “Быть над всеми по божественному праву” [что это значит, когда он хвалится своим верховенством]. Ибо они имеют в виду, что он является вселенским, или, как они говорят, экуменистическим епископом [что папа является главным епископом во всей христианской Церкви], то есть тем, от кого все епископы и пасторы по всему миру должны искать рукоположения и утверждения, кто [лишь один] должен иметь право избрания, установления, утверждения, смещения всех епископов [пасторов].

Кроме того, он самонадеянно претендует на власть создавать [всевозможные] законы, касающиеся актов поклонения, изменения Таинств, [а также] относящиеся к учению, и он хочет, чтобы его артикулы, его декреты, его законы [уставы и буллы] считались равными божественным законам [или другим артикулам христианского Символа Веры и Святых Писаний], то есть он утверждает, что папскими законами сердца [души] людей столь связаны, что пренебрегающие ими, даже без публичной вины, совершают смертный грех [что этими папскими законами невозможно пренебрегать без греха. Ибо он хочет основать эту власть на божественном праве и Святых Писаниях. Более того, он хочет, чтобы его власть предпочиталась Святым Писаниям и заповедям Божьим]. И то, что он добавляет — еще более ужасно, а именно — что необходимо веровать во все это, чтобы спастись [во все это люди должны веровать под угрозой лишения спасения].

[Библейские свидетельства]

(1) Итак, прежде всего давайте покажем на основании [Святого] Евангелия, что римский епископ по божественному праву вовсе не стоит [не может присваивать себе никакого верховенства] над другими епископами и пасторами.

I. Евангелие от Луки (22:25). Христос явственно запрещает господство среди Апостолов [чтобы ни один из Апостолов не имел верховенства над остальными].

Ибо здесь рассмотрен как раз этот вопрос, а именно — что когда Христос говорил о Своих страданиях, они обсуждали, кому следует стать во главе и быть наместником отсутствующего Христа. И Христос порицает Апостолов за это их заблуждение, уча, что среди них не должно быть господства или верховенства, но Апостолы должны посылаться как равные между собою, для общего служения Евангелию. Соответственно, Он говорит: “...Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий”. Из антитезы следует [из сравнения этих вопросов каждый может увидеть], что господство [среди Апостолов] не одобряется.

II. Евангелие от Матфея (18:2). О том же самом говорится в притче, когда Христос, в той же дискуссии о царстве, ставит среди них малое дитя, показывая тем самым, что среди служителей не должно быть верховной власти, подобно тому, как ребенок не присваивает и не стремится к обретению верховной власти.

(2). III. Евангелие от Иоанна (20:21). Христос посылает Своих учеников в мир как равных, не делая среди них никаких различий [так, чтобы никто их них не имел больше или меньше власти, чем остальные], когда говорит: “Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас”. [Эти слова ясны и понятны:] Он говорит, что посылает их лично, точно так же, как Сам Он был послан. Следовательно, Он никому не дает привилегии или господства над остальными.

(3). IV. Послание к Галатам (2:7 и далее). Св.Павел открыто и ясно говорит, что он не был ни рукоположен, ни утвержден [одобрен, подтвержден] Петром, а также — что он не признает того, что у Петра ему следовало бы искать утверждения. И он явственно развивает мысль, что его призвание не зависит от власти Петра. Но ему следовало бы признать превосходство Петра над собой, если бы Петр имел это превосходство по божественному праву [если бы Петр действительно получил такое превосходство от Христа]. Однако Павел говорит, что он [долгое время] проповедовал Евангелие сам, ни в чем не советуясь с Петром. А также: “И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека...” И: “...Знаменитые не возложили на меня ничего более”. Таким образом, поскольку Павел явственно удостоверяет, что он даже не стремился к своему утверждению Петром его [он не искал позволения Петра проповедовать], даже когда они встретились, он учит, что власть служения зависит от Слова Божия, и что Петр не превосходил других Апостолов, и что рукоположения и утверждения [на служение] следовало искать не у одного только Петра, как личности [что призвание на служение происходит от общего апостольского призвания, и что нет нужды всем иметь призвание или утверждение одного человека, Петра].

(4). V. В 1-ом Послании к Коринфянам (3:6) Павел уравнивает служителей и учит, что Церковь стоит над служителями.

Следовательно, превосходство или господство над Церковью или над остальными служителями не приписывается Петру [ему не дается предпочтения перед другими Апостолами]. Ибо он говорит так: “Павел ли, или Аполлос, или Кифа, ... — все ваше”,— то есть пусть ни другие служители, ни Петр не присваивают себе господства или верховенства над Церковью. Пусть они не обременяют Церковь традициями. Пусть ничья власть не будет выше Слова [Божия]. Пусть власть Кифы [Петра] не противопоставляется власти других Апостолов, ибо они рассуждали в то время: “Если Кифа, Апостол высшего ранга, соблюдает это, то Павел и все остальные также должны это соблюдать”. Павел отвергает такое право Петра, как и утверждение, будто его власть предпочтительней власти остальных или превосходит власть Церкви.

[Исторические свидетельства]

(5). VI. Никейский Собор решил, что александрийский епископ должен управлять восточными церквями, а римский епископ — провинциальными, то есть теми, которые находились в римских провинциях на западе. Это человеческое установление, то есть решение Собора, положило начало власти римского епископа. Если бы римский епископ уже имел превосходство по божественному закону, то Собор не имел бы законного права отнимать у него какие-либо полномочия и передавать их александрийскому епископу. Более того, все епископы на востоке должны были бы всегда рукополагаться и назначаться епископом римским.

(6). VII. Тот же Никейский Собор определил, что епископы должны избираться своими церквями, в присутствии нескольких соседних епископов.

Этот порядок соблюдался [на протяжении длительного периода не только на Востоке, но также] и на Западе, в романских [латинских] церквях, о чем свидетельствуют Киприан и Августин. Ибо Киприан в своем четвертом письме к Корнилию пишет: “Соответственно, что касается божественного обряда и апостольского обычая, ты должен усердно соблюдать и использовать его как среди нас, так и почти во всех провинциях — то есть, для надлежащего проведения [празднования] рукоположений, живущие поблизости епископы этой же провинции должны собраться вместе с людьми, для которых назначается пастор, и епископ должен быть избран в присутствии людей, которые хорошо знают жизнь каждого [из них], что и мы также делали среди нас при рукоположении нашего собрата Сабина [Sabinus], так, что епископский сан был дарован, и руки были возложены на него с одобрения всего братства и по рассуждению епископов, собравшихся в присутствии всех”.

Киприан называет этот обряд “божественным обрядом и апостольским обычаем” и утверждает, что он соблюдался почти во всех провинциях. Таким образом, поскольку в большей части мира, в романских [римских] и греческих церквях ни ординация [рукоположение], ни конфирмация [утверждение в должности] не зависели от римского епископа [папы римского], отсюда достаточно явственно вытекает, что церкви не признавали верховенства и владычества римского епископа. (7). Такое верховенство невозможно. Поскольку невозможно одному епископу быть надсмотрщиком церквей по всему миру или же церквям, расположенным в очень отдаленных странах, искать рукоположения [всех своих служителей] у одного епископа. Ибо очевидно, что Царство Христово распространено по всему миру. И в наши дни существует множество церквей на Востоке, которые не стремятся получить рукоположение или утверждение от римского епископа [в которых служители не рукополагались ни папой, ни его епископами]. Таким образом, поскольку это превосходство [которое папа узурпировал вопреки всему Писанию] невозможно, и церкви в большей части мира не признали [и не используют] этого, достаточно очевидно, что этого не было установлено [Христом и не исходит из божественного Закона].

(8). VIII. В древние времена состоялось множество синодов, таких, например, как Никейский Собор, на которых римский епископ не председательствовал. Это также свидетельствует о том, что Церковь не признавала в те времена верховенства или превосходства римского епископа [папы].

(9). IX. Иероним говорит: “Если вопрос касается власти, то мир больше города. Везде, где имеются епископы, будь то в Риме, или в Эвгубии, или в Константинополе, или в Ригии, или в Александрии, все они имеют одинаковое достоинство и священство”.

(10). X. В письме к патриарху Александрии Григорий запрещает ему называться вселенским [всеобщим] епископом. И в Летописях он говорит, что на Халкедонском Соборе первенство было предложено римскому епископу, но не принято.

(11). XI. Наконец, как папа может превосходить всю Церковь по божественному праву, когда в Церкви существует выборность [избирательная система], и постепенно стала преобладать такая традиция, что епископы Рима утверждаются императорами? Кроме того, когда между римскими и константинопольскими епископами возникли продолжительные разногласия по поводу верховенства, император Фока, наконец, определил, что верховенство должно быть отдано римскому епископу. Но если бы древняя Церковь признавала верховенство римского первосвященника, то этого спора и не возникло бы, равно как не было бы нужды в данном декрете императора.

[Опровержение аргументов оппонентов]

Они же цитируют против нас некоторые библейские фрагменты, а именно, Мат.(16:18): “И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою...” А также: “И дам тебе ключи...” И также Иоан.(21:15): “Паси агнцев Моих”, и некоторые другие. Но поскольку вся эта полемика подробно и в точности рассмотрена в различных книгах наших теологов, и всего здесь не перечислить, то мы ссылаемся на эти труды и хотим, чтобы здесь считалось, будто мы повторили все это. И все же мы кратко ответим на вопрос об истолковании [процитированных фрагментов].

Во всех этих фрагментах Петр выступает представителем всего собрания Апостолов [и говорит не только от своего имени, но за всех Апостолов], что ясно из самого библейского текста. Ибо Христос спрашивает не одного Петра: “А вы за кого почитаете Меня?” И то, что здесь было сказано [одному Петру] в единственном числе: “И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь...”— и т.д., во всех остальных местах выражено во множественном числе [и относится ко всем], Мат.(18:18): “Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле...” И в Иоан.(20:23): “Кому простите грехи, тому простятся...” Эти слова свидетельствуют, что Ключи в равной мере даются всем Апостолам, и что все Апостолы в равной мере посланы [проповедовать].

Вдобавок к этому необходимо признать, что Ключи принадлежат не отдельной личности, не какому-то конкретному человеку, но Церкви, о чем свидетельствуют весьма многочисленные и твердые аргументы. Ибо Христос, говоря о Ключах в Мат.(18:19), добавляет: “...Если двое [или трое] из вас согласятся на земле...”— и т.д. То есть он дарует Ключи главным образом и непосредственно Церкви, точно так же, как по этой причине главным образом Церковь имеет право призвания [на служение]. [Ибо как обетование Евангелия принадлежит главным образом и непосредственно всей Церкви, так и Ключи принадлежат непосредственно всей Церкви, потому что Ключи — это не что иное, как служение, посредством которого данное обетование сообщается [передается] всякому, кто этого желает, точно так же, как действительно очевидно, что Церковь имеет власть рукополагать служителей Церкви. И этими словами: “Что вы свяжете на земле...”— Христос показывает, кому Он дал Ключи, а именно — Церкви: “Где двое или трое собраны во имя Мое...” Подобным же образом Христос дает верховные полномочия и право окончательного решения Церкви, говоря: “Если же не послушает их, скажи церкви”].

Таким образом, из этих фрагментов неизбежно вытекает, что Петр является представителем всего собрания Апостолов, и по этой причине они [эти фрагменты] не предоставляют Петру никакого исключительного права, верховенства или господства [которым он обладал бы или должен был бы обладать перед другими Апостолами].

Что касается утверждения: “На сем камне Я создам Церковь Мою...” — конечно же, Церковь была основана не на власти человека, но на служении вероисповедания, которое произнес Петр, и в котором он провозглашает, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Соответственно, Он обращается к нему [к Петру], как к служителю: “...На сем камне...” — то есть на этом служении. [Поэтому он обращается к нему, как к человеку, совершающему служение, в котором это исповедание и учение должно действовать, и говорит: “На сем камне...” — то есть на этой проповеди и на этом служении].

Более того, служение Нового Завета не ограничено какими-то местами и личностями, подобно левитскому служению, но распространяется по всему миру и присутствует там, где Бог дает Свои дары и воздвигает Апостолов, пророков, пасторов, учителей. И это служение действенно не за счет власти какого-то человека, но благодаря Слову, данному Христом. [Так же, как личность учителя ничего не добавляет к Слову и служению. Неважно, кто проповедует и учит его, если есть сердца, которые принимают его и присоединяются к нему, для них это совершается, когда они слышат и веруют]. И потому большинство святых Отцов — такие, как Ориген, Киприан, Августин, Иларий и Беда — относят слова: “На сем камне...” — не к личности Петра.

Златоуст говорит так: “ "На сем камне" — не на Петре. Ибо Он основывает Свою Церковь не на человеке, а на вере Петра. Но в чем же состояла его вера? "Ты — Христос, Сын Бога Живого"”. И Иларий говорит: “Петру Отец Небесный открыл то, что он должен был сказать: "Ты — Христос, Сын Бога Живого". Таким образом, Церковь основывается на этом камне вероисповедания. Эта вера является основанием Церкви”.

И относительно того, что сказано в Иоан.(21:15 и далее): “Паси агнцев Моих”,— и: “Любишь ли ты Меня больше, нежели они?” — из этого вовсе не следует, что Петру было дано какое-то особое превосходство. Он обязывает его “пасти”, то есть учить Слову [Евангелию], или править Церковью посредством Слова [Евангелия], и этим правом Петр пользуется совместно с другими Апостолами.

Второй пункт еще яснее — это то, что Христос дал Апостолам только духовную власть, то есть заповедал учить Евангелию, объявлять прощение грехов, отправлять Таинства, отлучать от Церкви нечестивцев безо всякого физического принуждения [Словом], и Он не давал им власти меча, или права учреждать, занимать или даровать царства мира сего [устанавливать или низвергать царей]. Ибо Христос говорит в Мат.(28:19,20): “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам...”— а также в Иоан.(20:21): “Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас”.

Итак, очевидно, что Христос не посылал их носить меч или обладать мирским царством [править мирским образом], как Он Сам говорит в Иоан.(18:36): “Царство Мое не от мира сего”. И Павел говорит во 2Кор.(1:24): “Не потому, будто мы берем власть над верою вашею...”— и во 2Кор.(10:4): “Оружия воинствования нашего не плотские...”— и т.д.

Соответственно, то, что Христос в страданиях Своих был увенчан терновым венцом и в насмешку облачен в царскую багряницу, означало [символизировало], что в будущем, после того, как Его духовным царством станут пренебрегать, то есть когда Евангелие будет притесняемо и подавляемо, тогда под предлогом [установления] духовной власти другое царство будет воздвигнуто [на его месте] — царство мирского типа.

Таким образом, Конституция Бонифация VIII, глава Omnes, п.22 и подобные суждения, утверждающие, будто папа по божественному праву является правителем земных царств, [совершенно] ложны и безбожны. Этим убеждением в Церковь была принесена ужасная тьма, и после этого в Европе возникли великие волнения. Ибо служением Евангелия пренебрегли, знание о вере и духовном царстве стало угасать, под христианской праведностью стали понимать то внешнее правление, которое учредил папа.

Далее папы начали захватывать царства для себя. Они преобразовывали царства, они досаждали королям почти всех стран Европы, а особенно немецким императорам, отлучениями и войнами, иногда для того, чтобы завладеть городами Италии, иногда же для того, чтобы подчинить себе епископов Германии и отнять у императоров право на дарование епископского сана. А в “Климентинах” даже записано: “Когда место императора освобождается, папа является его законным наследователем”.

Таким образом, папа не только, вопреки заповеди Христовой, узурпировал власть, но и как тиран возвысил себя над всеми царями. И в этом вопросе следует порицать не столько само деяние, сколько то, что он прикрывается властью Христа, что он перемещает Ключи в область мирского правления, что он связывает спасение с этими безбожными и отвратительными суждениями, утверждая, что для спасения необходимо, дабы люди веровали, будто владычество принадлежит ему по божественному праву.

Поскольку эти великие заблуждения затмевают веру [учение о вере] и Царство Христово, их ни в коем случае не следует замалчивать. Ибо последствия показывают, что для Церкви они были великими бедствиями.

В-третьих, сюда необходимо добавить следующее — даже если бы епископ римский имел первенство и верховенство по божественному праву, все равно не следовало бы повиноваться первосвященникам, защищающим безбожные служения, идолопоклонничество и учения, противоречащие Евангелию. Более того, таких первосвященников и таких правителей следовало бы предать анафеме, как Павел явственно учит в Послании к Галатам (1:8): “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема”. И в Деяниях (5:29): “...Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам”. Подобным же образом и каноны ясно учат, что папе-еретику повиноваться не следует.

Левитский первосвященник был главным священником по божественному праву, и, несмотря на это, первосвященникам-безбожникам повиноваться не следовало — так Иеремия и другие пророки расходились во мнениях с первосвященниками, Апостолы имели разногласия с Каиафой и не должны были повиноваться ему.


Оглавление.

 

Далее.

 


Билли Грэм.

Чтение на 7 января.

 

Билли Грэм.

Чтение на 6 января.

 

Билли Грэм.

Чтение на 5 января.

Объявление.

Творческий отпуск.

 

6 декабря.

Д-р Мартин Лютер.

"Христианский путеводитель".