Реформатор Жан Кальвин. Часть 4.

Часть 4



 Княжеской лютеровской реформации  Цвингли противопоставил республиканское устройство своей церкви. В
отличии от М. Лютера, разграничившего духовную и светскую сферы
(учение о духовном и светском порядках), Цвингли признавал роль
"божественной справедливости" и в мирской жизни, а также
возможность, а при определенных условиях и необходимость
политических и социальных перемен. Обязанность их осуществлять он
возлагал на светскую власть. Проповедники - светские лица,
руководители общин выбираются прихожанами, а церковь в целом
подчиняется выборным властям - магистрату г. Цюриха. Жизнь общины и
нравы ее членов строго регламентировались, нередко в соответствии с
суровыми ветхозаветными предписаниями. Нерабочими днями объявлялись
лишь воскресенья и предназначались не для безделья, а для молитвы и
воспитания детей в духе благонравия и истинной веры. Необходимость
государства и законов Цвингли выводил из догмата о первородном
грехе. Светские власти и законы созданы по
 Божьей воле для пресечения пороков и преступлений. Следуя
политическим взглядам Аристотеля, он лучшей формой государства
считал аристократическую.


 Политический строй в Цюрихе обретал теократический характер.
Отсюда более радикальными оказались и его социально-политические
воззрения, отражавшие специфические швейцарские черты реформации.
Исходным тезисом его социально- экономического и этического учения
был такой тезис: все, чем владеют люди, в том числе и богатство,
есть милость Божья, и надо уметь этим благочестиво распоряжаться.
Цюрихский реформатор отстаивал мелкую собственность, резко
отрицательно относился к военному наемничеству, ростовщичеству и
крепостничеству. Идеалом его был скорее патриархальный социально-
экономический уклад, хотя будущее Швейцарии он видел в
централизованном государстве, находящемся под гегемонией Цюриха.
Цвингли проявил себя как убежденный и решительный республиканец.
Заявляя о том, что светская власть должна опираться на
"божественные законы", он оставлял за народом право не повиноваться
власти, если она попирала эти законы и становилась тиранической.
Евангелие Христа не направлено против власти, а, наоборот, служит
ее укреплению, наставляет на путь истинный и объединяет с народом
 "до тех пор, пока власть действует по-христиански", т. е. не
вступает в противоречия с принципами евангелизма. Тираны могут быть
смещены, но не путем восстания, а на основе единодушного согласия
всего народа. Покорность тиранам есть грех перед Богом. Цвингли
призывал возвратиться к чистоте нравов и простоте жизни "доброго
старого времени", к обособленности цюрихской общины. В 1522г. он
отказывается от сана священника, вступает в брак и вскоре открыто
порывает с католицизмом. На диспуте 1523г. он наносит
сокрушительное поражение своим оппонентам-католикам и, опираясь на
свои "67тезисов" (1522), начинает осуществлять реформу церковного и
политического устройства в Цюрихе. Были закрыты монастыри и
секуляризовано церковно-монастырское имущество в пределах кантона.
Повинности бывших монастырских крестьян сохранились, но
использовались для нужд городской благотворительности и
образования, переданных в руки светских властей. В
 1524г. из церквей были удалены иконы и мощи святых. Прекратилось
служение мессы, введено причащение под обоими видами для мирян.
Решительно были запрещены ростовщичество, военное наемничество и
получение пенсий от иностранных монархов. Новая церковная
организация стала подчиняться городскому магистрату, а патрициат и
дворянство вытеснялись из городского управления (вместо
олигархического Малого Совета стал править Большой
 Совет, где доминировали цехи). Было также введено богослужение на
немецком языке и проведена секуляризация церковного имущества.

Евангелические реформаторы организовали культ еще более просто, чем
Лютер. Тот сохранял орган и пение, статуи, а цвинглианцы упраздняли
все. Церковь сводилась к кафедре, с которой говорит проповедник,
церковное богослужение - к проповеди и совместной молитве. Вокруг
секуляризации церковного имущества разгорелась настолько
безобразная спекуляция, что городской совет Цюриха в
 1528г. издал даже особое постановление с целью унять горожан,
занявшихся бойкой перепродажей церковной утвари и предметов культа.

 Реформация в Цюрихе была завершена в основном в 1524-25гг., а
вскоре цвинглианство распространилось и победило в Берне, Базеле,
Шафгаузене,
 Гларусе, Золотурне, Биле и Санкт-Галлене, которые объединились с
Цюрихом в союз евангелических кантонов(1527).
 В 1529г. ландграф Филипп Гессенский и некоторые другие немецкие
князья подняли вопрос о примирении цвинглианства и лютеранства с
целью заключения союза против императора Карла V. Была устроена
встреча Лютера и Цвингли в
 Марбурге. Переговоры шли тяжело и во время них Лютер прямо заявил:
"Ваш дух и наш дух несогласны между собой".


 Одним из естественных следствий цвинглианской реформации стало и
крестьянское движение в кантоне. Еще в заключительном тезисе "67
тезисов"
 Цвингли заявил, что "готов вести свободное обсуждение с теми
лицами, которые выдвигают вопросы относительно обоснованности
чиншей, десятин, крещения детей и причащения", т. е. дал понять,
что готов к диалогу с различными социальными силами и уступкам
крестьянским антифеодальным требованиям. Но магистрат действовал
осторожнее и потому порученную ему евангелическую реформу Цвингли
выполнял частично и постепенно. Повинности бывших монастырских
крестьян, как уже говорилось, сохранились, но использовались для
нужд городской благотворительности и образования, переданных в руки
светских властей, чем вбивался клин между крестьянством и городским
плебсом. Особенностью реформации Цвингли было то, что вся реформа
проходила под надзором и при деятельном участии городских властей,
которым подчинялась церковная организация. Это приводило к
единообразию культа и его принудительности для всех граждан.
Церковь и государство сливались здесь воедино. Административные
распоряжения городских властей носили религиозную окраску.

Суровость и решительность действий городского совета в отношении
военного наемничества привели к тому, что позиции городского
патрициата и дворянства оказались сильно подорваны. Цвинглианцам
решительную поддержку оказали ремесленные гильдии. Был реформирован
городской магистрат. В 1524г. произошло два религиозных диспута, в
которых победил Цвингли. Но выявились постепенно новые его
противники. Это прежде всего анабаптисты ("перекрещенцы"),
отвергавшие в знак протеста против церковных и государственных
устоев установленное Римом крещение. Идейные истоки этого течения
коренятся во взглядах У. Цвингли. Он, основываясь на том, что
Священное Писание не дает основания для католических ритуалов и
месс, предложил Городскому Совету Цюриха вместо месс соблюдать
Вечерю
 Господню. Городской Совет выступил резко против и Цвингли
отступил. Тем не менее некоторые его последователи протестовали
против компромисса, поскольку, по их мнению, учение Священного
Писания должно выполняться в жизни христианина независимо от
одобрения светских властей и городского совета. Во главе этой
группы встали Конрад Гребел (1495 - 1526) и Феликс
 Манц (1498 - 1527). Они вначале безуспешно пытались убедить
Цвингли в непоследовательности, затем отошли от него. К. Гребел
упрекал Цвингли в том, что тот ориентируется на имущие классы.
Занявшись совместным глубоким исследованием Священного Писания, они
пришли к выводу, что церковь, организованная по новозаветному
образцу, может состоять только из возрожденных верующих и призывали
давать крещение только в случае сознательного исповедания веры.
Цвингли критиковал своего бывшего друга Ф.
 Манца и закончилось все тем, что последнего утопили в реке в
Цюрихе.


 Обвинение в адрес Манца звучало так: "Потому что он, вопреки
христианским обычаям и традициям, практиковал перекрещивание... и
признался в желании собрать вместе тех, кто хотел принять Христа и
следовать за ним, присоединив их к себе через крещение... Таким
образом, и он сам и его последователи отделились от христианской
церкви и основали свою собственную секту... Это учение приносит
вред всему христианству, а также грозит восстанием и
подстрекательством к мятежу против государства". () Цвингли резко
осуждал покушения анабаптистов на собственность и утверждал, что
обобществление имуществ есть нарушение заповеди "не укради".
 Выявилось и новое радикальное направление, объединившееся с
анабаптистами.
 Они доводили до логического конца положения Цвингли. Если тот
выдвигал требование пресечь злоупотребления в отношении десятины,
они отрицали десятину и налоги вообще. Если Цвингли осторожно
говорил о целесообразности отмены крепостничества, они отрицали
всякие власти, духовные и светские. Он выдвигал требование
секуляризации имущества, они - всеобщего раздела имуществ. Толпы
радикалов во главе с анабаптистскими проповедниками, не дожидаясь
решения властей, приступили к очищению церквей от икон и статуй
святых. С 1523г. случаи отказа платить десятину и другие подати
стали всеобщим явлением. С весны 1524г. Цюрих, Шаффгаузен,
Сен-Галлен и фогтство
 Тургау стали ареной мощных крестьянских выступлений, слившихся с
крестьянской войной в Германии.


 Власти Цюриха вынуждены были пойти на уступки, чтобы расколоть
движение.
 Крестьянам предложили подать общие требования в городской совет.
Эти требования, представленные в мае-июне 1525г., были умеренными,
близкими немецким "12 статьям": отмена крепостничества, малой
десятины, торговых ограничений, снижение налогов, упорядочение
судопроизводства, свобода охоты и рыбной ловли, упорядочение
судопроизводства, выборы деревенских пасторов и др. Они были
частично удовлетворены: решено отменить крепостную зависимость и
малую десятину, упорядочить судопроизводство, снять некоторые
торговые ограничения. Лесные кантоны блокировали перевалы, чтобы не
дать соединиться швейцарским крестьянам с немецкими.

 Тем временем реформация широко распространилась по стране. В
1528г. ее принимает богатый Берн, а по его примеру и колебавшиеся
Сен-Галлен, Гларус,
 Шаффгаузен, Базель и близлежащие немецкие города Мюльгаузен и
Страсбург.
 Однако поражение крестьянской войны в Германии послужило сигналом
к "контр реформации". Католические кантоны восстановили католицизм,
города начали преследования анабаптистов. Цвингли решил выйти из
кризиса путем усиления личной диктатуры, что привело к дальнейшему
падению его авторитета.
 Потянулись слухи, что он хочет захватить власть. Даже бернцы
заподозрили его в гегемонистских устремлениях.
 Еще в 1525г. в Цюрихе был создан Совет на случай борьбы с
"пятиградием", т. е. пятью лесными кантонами (Швиц, Ури,
Унтервальден, Цуг, Люцерн). Цвингли приступил к объединению в
федерацию под гегемонией Цюриха и Берна. Сложился протестантский
союз Цюриха, Берна, Шаффхаузена и Констанца. Конфессонально-
политический раскол Швейцарии достиг предела. Но прочность
протестантского союза постепенно уменьшалась из-за внутренних
разногласий. Радикализм Цвингли тускнел. Он настоял на сохранении большой церковной
десятины, придал своей церкви четкие организационные формы и
поставил ее в полную зависимость от светской власти. Постановлением
городского совета от января

 1525г. были изгнаны их Цюриха анабаптисты. Одним из поводов к их
изгнанию послужило то, что цюрихские анабаптисты тайно поддерживали
сношения с Т. Мюнцером. Все это приводило все к большему сужению его социальной
базы.Переходили в контрнаступление цехи, требовавшие ограничения
капитализма. "Пятиградие" пошло на союз с австрийским Фердинандом Габсбургом,
что было прямым нарушением союзных договоров, оформивших
Швейцарскую конфедерацию.

 В 1529г. Цюрих объявляет этим нарушителям войну. Отряд доходит до
пограничного населенного пункта Каппель, но вскоре (26 июня) было
заключено на выгодных для протестантских кантонов земское перемирие
(расторгался союз католических кантонов с Австрией). На этом
закончилась первая Каппельская война. Однако Цюрих был расколот
внутренними противоречиями и во второй Каппельской войне потерпел поражение. 11 октября 1531г. в сражении
при Каппеле цюрихский отряд был разгромлен. Цвингли, участвовавший в
сражение в качестве полкового священника, погиб. Лютер
прокомментировал его смерть так: "Он кончил как убийца...,
угрожавший мечом получил награду, которую заслужил". В ночь с 23 на
24 октября цюрихцы потерпели новое поражение. В ноябре 1531г. был
заключен мир, по которому протестантское "христианское объединение"
распускалось, эти кантоны должны были заплатить контрибуцию и
воздерживаться от дальнейшей пропаганды евангелического учения,
восстанавливался старый союз, провозглашалось равноправие религий.
В ряде земель восстанавливался католицизм. В Цюрихе сохранились
лишь те стороны цвинглианской реформы, которые соответствовали
сложившейся расстановке социальных сил и политических группировок.
Центром цвинглианства переместился в юго-западную часть Швейцарии.

Преемником Цвингли на посту "народного проповедника" стал его друг Генрих Буллингер (1505 -
1575).  Человек с незаурядными организаторскими и богословскими
способностями, имевший почти непререкаемый авторитет во многих
странах, опубликовал более
 150 богословских работ, не считая обширной переписки. Его труд
 "Десятилетия" (1548 - 1551), включавший проповеди, стал почти
официальным пособием для англиканских священников. Некоторые из его
учеников стали ведущими деятелями пуританизма. По Тигуринскому
соглашению 1549г. с Ж.
 Кальвином он добился устранения разногласий между ним и
французскими реформаторами, что содействовало объединению немецких
и французских реформаторов. Г. Буллингер стал автором "Второго
Гельветического исповедания" (1566), написанном, в основном с
позиций кальвинизма, но с привлечением элементов цвинглианства.

Этот текст сыграл для реформатской церкви ту же роль, что и
"Аугсбургское исповедание" для лютеран. Это сочинение
свидетельствовало о переходе цвинглианцев от союза с лютеранами к
союзу с кальвинистами ("Первое Гельветическое исповедание"
появилось в
 1536г. и представляло синтез лютеранских и цвинглианских идей).
 Исходом цвинглианской реформации стало то, что Швейцария, как и
Германия, разделилась на католическую и евангелическую.
Католическая Швейцария - это старые горные области и городской
патрициат в тех городах, которые были особенно заинтересованы в
сохранении прежних отношений с Габсбургами и папой. Экономически же
передовые кантоны оказались на стороне реформации.


 Цвинглианство, таким образом, является дальнейшей ступенью в
развитии реформационного движения. Но она не решила всех стоящих
перед реформацией задач. Цвингли погиб рано, действовал только в
пределах Цюриха и не успел оставить после себя значительного
теоретического произведения. По этой причине завершающим аккордом
швейцарской реформации , да и Реформации в целом станет именно
кальвинизм.

 

 

Билли Грэм.

Чтение на 7 января.

 

Билли Грэм.

Чтение на 6 января.

 

Билли Грэм.

Чтение на 5 января.

Объявление.

Творческий отпуск.

 

6 декабря.

Д-р Мартин Лютер.

"Христианский путеводитель".